Здоровые города

Отчёт по результатам опроса для создания Профилей городов в рамках программы “Здоровые города”

4664

Описание проекта и цели опроса

1.1.  Введение

Основная цель действующего под эгидой ВОЗ глобального движения «Здоровые города» – всемерно содействовать тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в социально-экономической и политической повестке дня органов городского самоуправления. В течение 30 лет своего развития Европейская сеть ВОЗ «Здоровые города» объединила свыше 100 флагманских городов и около 30 национальных сетей. Флагманские города взаимодействуют непосредственно с ЕРБ ВОЗ, а национальные сети объединяют города в пределах конкретного государства-члена. В обоих случаях ВОЗ предоставляет политическую, стратегическую и техническую поддержку, а также помогает в укреплении потенциала. Флагманские города и национальные сети в совокупности охватывают около 1400 муниципалитетов.

Их общая цель – вовлечь местные органы власти в процессы укрепления политической приверженности, институциональных преобразований, наращивания потенциала, планирования на базе партнерств и внедрения инноваций. В течение трех десятилетий движение «Здоровые города» служило инновационным стимулом преобразований в целях создания более здоровой городской среды, способствующей повышению уровня здоровья и благополучия жителей. Оно также стало вдохновляющим примером для сетей «Здоровые города» во всех остальных регионах ВОЗ, дав импульс для развития этого движения в глобальном масштабе. Города играют важнейшую социальную, культурную и политическую роль, где существуют многочисленные уровни государственной власти, различные секторы, стремящиеся к достижению одних и тех же целей, а также множество сторон, заинтересованных в повышении показателей здоровья и благополучия, города располагают уникальными возможностями для выполнения функций лидерства. Глобальные проблемы решаются на местном уровне. Это один из принципов концептуального видения «Здоровых городов».

Что такое «Здоровый город»?

Здоровый город определяется не результатом, а процессом.

  • Здоровый город – необязательно тот, где достигнуты определенные показатели здоровья населения.
  • Это город, осознающий важность здоровья и стремящийся его улучшить. Таким образом, любой город может быть здоровым, вне зависимости от текущих показателей здоровья жителей.
  • Основное условие: приверженность делу улучшения здоровья, а также наличие процесса и структуры для достижения этой цели.
  • Здоровый город непрерывно создает и совершенствует физическую и социальную среду и мобилизует местные ресурсы, давая людям возможность поддерживать друг друга в осуществлении всех жизненных функций и способствуя их гармоничное развитию с достижением максимального потенциала.
  • Рекомендуется использовать разработанную в ЕРБ ВОЗ базовую модель здорового города.

Подход «Здоровые города»

В соответствии с этим подходом необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы здоровья заняли приоритетное положение в политической и социальной повестке дня городов и развивалось активное движение на местном уровне в поддержку охраны общественного здоровья. В подходе особо подчеркивается важность таких факторов, как социальная справедливость, коллективное управление и солидарность, а также межсекторальное сотрудничество и действия, направленные на детерминанты здоровья. Успешное осуществление данного подхода требует принятия инновационных мер по всем аспектам здоровья и условий жизни граждан, а также широких сетевых взаимодействий между городами в Европе и за ее пределами.

Это включает:

  • прочную политическую приверженность;
  • лидерство;
  • институциональные преобразования;
  • межсекторальные партнерства.

Подход «Здоровые города» учитывает детерминанты здоровья и необходимость совместных действий государственных, частных, добровольных и местных организаций. Такой стиль работы и мышления предусматривает вовлечение местного населения в процессы принятия решений, требует политической воли, а также развития организаций и местных сообществ; при этом процессу придается не меньшая важность, чем результатам. Концепция «Здоровых городов» в своем создании опиралась на Европейскую стратегию «Здоровье для всех» и задачи стратегии «Здоровье-21». Она полностью согласуется с Основами Европейской политики «Здоровье-2020» и Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Деятельность Сети разбита на этапы длительностью примерно в 5 лет, для каждого из которых характерны свои приоритеты. Так, например, на этапе III (1998–2002 гг.) был сделан упор на социальные детерминанты здоровья, в то время как на этапе IV (2003–2008 гг.) особое внимание было уделено вопросам здорового старения. На разных этапах в состав Сети могут входить различные города.

Когда город присоединяется к Сети, он обязуется предоставлять материалы, данные и примеры из городской жизни, совокупность которых объективно демонстрирует тот факт, что вопросы здоровья занимают приоритетное место в социальной и политической повестке дня города. Координаторы сети «Здоровые города», их рабочие группы и местное политическое руководство ежегодно отчитываются о положении дел в городе, заполняя соответствующую форму.

Этапы служат процессом и платформой для творческой инициативы, приобретения новых навыков и накопления практического опыта в деле улучшения здоровья и повышения уровня благополучия граждан.

Кыргызская республика присоединилась к программе на этапе VII.

Этап VII: 2019–2024 гг.

На Этапе VII приоритетное внимание будет уделяться темам, изложенным в Копенгагенском консенсусе мэров, вдохновленном политикой Здоровье-2020, Повесткой дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития до 2030 года и Тринадцатой общей программой работы ВОЗ и согласованном с ними. Такая согласованность является свидетельством того, что Сеть в значительной степени увязана с глобальными и региональными стратегиями. Сеть занимает стратегически важное положение, позволяющее ей продолжать деятельность по освещению и популяризации той важной роли, которую местные органы власти играют в повышении уровня здоровья и благополучия, придерживаясь подходов, предусматривающих участие всех органов правительства и всего общества.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.