Здоровые города

Профиль здоровья города Кара-Балта

897

Введение

Сегодня никто не будет оспаривать тот факт, что здоровье людей — это неоценимый ресурс, который лежит в основе социального и экономического развития любой страны и способствует эффективному решению поставленных задач во всех секторах общества.  Хорошее здоровье людей выгодно всем и может быть достигнуто путем сочетания индивидуальных и коллективных усилий.  Непременные условия для успеха — широкие совместные усилия правительства, неправительственных организаций, здравоохранения, местных сообществ и отдельных граждан. Профиль здоровья является одним из самых эффективных «инструментов» налаживания согласованных действий на пути улучшения здоровья и повышения качества жизни населения города.  Здоровый город постоянно создает и улучшает свою физическую и социальную среду, расширяет ресурсы общества.  Здравоохранение не является тем фактором, который оказывает решающее влияние на здоровье, в равной мере важны также образование, рабочая среда и прочие общие условия, в том числе определенные окружающей средой, социально-экономические и культурные. Одним из основных принципов политики здоровья общества является «приоритет здоровья во всех стратегиях политики».  Очень важно добиться участия и взаимной ответственности всех отраслей в обеспечении и сохранении здоровья населения, поэтому в задачи городского самоуправления входит продолжение развития межведомственного сотрудничества в сфере здоровья общества с целью формирования осознания того, что каждая отрасль имеет влияние на здоровье населения, а также того, что и здоровье населения влияет на развитие города в целом.  Профиль здоровья города используется как источник информации о показателях здоровья жителей г.Кара-Балта, о программах и инициативах, осуществляемых для улучшения нынешней ситуации, и является базой для выявления изменений показателей общественного здоровья. Профиль здоровья — это своеобразный портрет города и его жителей.

История (историческая справка)

Самой судьбой, географическим расположением, укладом жизни тюркских народов Центральной Азии и соседствующих с ними стран было предназначено городу Кара-Балта стать в разное время крупным поселением: в VI-VII веках это был Нузкет — важный торговый центр на Великом шелковом пути, в начале ХХ века – Калининским район с множеством артелей, с 1975 года – Кара-Балта – крупное промышленное ядро Чуйской области.

Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что город являлся значимым средневековым поселением. Здесь находили ночлег и защиту от грабителей десятки купеческих караванов, на базарной площади шла торговля и обмен товарами, для таких взаимовыгодных продаж и обменов работали сотни ремесленников, чьи изделия отсюда уходили в дальние страны по Шелковому пути. Город Нузкет становился прочным звеном в цепи, связующей горный край с широким внешним миром. Археологические исследования показывают, что Нузкет (поздние названия Шиш-Тепе, Шиш-Дебе) был огромным городом, состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км и располагался на месте нынешних нижних рынков. Цитадель возвышалась над остальной поверхностью городища. Здесь размещался замок правителя, важнейшие государственные учреждения, хозяйственные постройки для обслуживания семьи правителя и проживающих с ним лиц. В шахристане, окольцовывающем цитадель, сосредотачивались усадьбы знати и чиновников, соборная мечеть и базары. Рабад, где обычно в древних городищах располагались промышленные предместья, Нузкет, как и прочие крепости Чуйской области, не имел.

Промышленники соседствовали в шахристане с земледельцами и скотоводами. Смешанное население проживало и на остальной территории Нузкета. Общая площадь города составляла около 6 тысяч гектаров, объединяя нынешние села Алексеевка, Калининское, Федоровка, Новониколаевка, Джекен, Ири-Суу, Сары-Коо и северную часть города Кара-Балта. Город был обнесен длинным валом, имеющим форму неправильного многогранника периметром свыше 12 км. Часть этого вала была разрушена при строительстве водоемов и отстойников сахарного завода. Имелся и второй вал, охватывающий территорию около 50 км. Валы укрепляли мощные башни, вход защищал подъемный мост. Город был разбит на улицы, где возвышались постройки усадебного типа, а также ирригационные каналы, направляющие паводковые воды. Четыре строительных горизонта стен свидетельствуют о том, что город достраивался четыре раза. Нузкет был средоточием культуры. Здесь изготавливались многие предметы домашнего обихода. В частности, керамические изделия производились как ручным способом, так и на гончарном круге. Они отличались высоким качеством и искусной орнаментацией, подтверждающей, что ее изготовитель — мастер-художник с большими навыками. Примечательны в этом плане найденные предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человека и т.д. Нузкет в силу своего месторасположения, на котором сходились караванные пути по равнинам с Запада и севера, а через горные перевалы с юга, с Ошского направления, стал одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины.

Но судьбы городов, как и судьбы людей, изменчивы. Стоять бы Нузкету, как и древнему Ошу, до наших дней, однако жизнь распорядилась по-своему. В 1218 году в Центральную Азию ворвались орды Чингисхана. Общую беду населявших ее народов разделил и Нузкет. Не устояли перед завоевателями двухкольцевые оборонительные сооружения, сопротивление воинов и жителей. Поселения и народы, не сдававшихся без боя, монголы не щадили. Население было полностью истреблено, город выжжен и разрушен, товары и ценности разграблены.

Более шести веков кочевники обходили это место стороной, на месте Нузкета не возникало поселений, и только с образованием Кокандского ханства при хане Мадалы здесь была построена военная крепость Шиш-Дебе. Археолог Кожемяко П.Н. в своем труде «Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины» писал о результатах раскопок в городище Шиш-Дебе, что «…южная часть шахристана с цитаделью является наиболее древним элементом в городище Шиш-Тюбе, зародившимся около VI веке и просуществовавшим до Х11 века. Северная часть шахристана возникла позже (не ранее VII в.), но застроена гуще, и жизнь на ней была гораздо интенсивнее. Поэтому культурные наслоения времени Х-ХII вв. здесь достигают трехметровой толщины. Она возникла в то время, когда южная часть с цитаделью, являвшаяся военно-административным центром, уже сложилась. Поэтому северную часть можно считать местом торгово-ремесленной жизни. Можно сделать вывод, что в городище Шиш-Тюбе мы имеем цитадель, шахристан, состоящий из двух частей и огромную территорию с одиночными постройками. Ранние следы жизни относятся к VI- VII вв., а конец – к ХII в. Развитие его можно представить следующим образом: первоначально возникла южная часть его (шахристан с цитаделью), затем пристроена северная часть шахристана. Одновременно с нею начали появляться одиночные постройки вне шахристана. Эта часть поселения уже в Х в. разрослась до пределов первого кольца стены». Путешественник Бартольд В.В. в своем «Отчете о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893-1894 гг.» писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты, есть остатки больших кокандских (сартовских) укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна – в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Кара-Балты теперь отчасти уже высохло, Кара-Балтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы – явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятся около дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Кара-Балты. К востоку от селения находится еще турткуль, он представляет большой плоский холм с бугристой (изрытой) поверхностью, насыпанный из почвы и ясно разделенный на две половины широкой ложбиной, направляющейся с юга на север, и служащий как бы сквозным ходом на холм. Холм окружен рвом в виде болота, сплошь заросшего камышом. В северо-восточном углу видна пологая овальная яма. Ямы значительно меньших размеров разбросаны и по всей остальной поверхности холма. В турткуле и около него при раскопках находили золотые и серебряные вещи, удила, обложенные золотом и др.» А в тридцатых годах XIX века в обращении появилось новое кыргызское название встающего из пепла поселения Кара-Балта. Крепости кокандцы строили по всей Чуйской долине. Шиш-Дебе контролировала всю ее западную часть, Пишпек — восточную. Обеспечение военных гарнизонов продовольствием и одеждой тяжелым бременем ложилось на кыргызское население. Среди кыргызских родов Солто и Бугу, потомков Жайыл-Баатыра, называвших эту землю «Жайыл-Эли», зрела мысль о поисках защиты у сильного соседа — России. С этой миссией был направлен в Санкт-Петербург первый ходок Камчибек Шералин. В 1863 году вспыхнула открытая схватка между кокандским наместником Рахматуллой и главой рода Солто – Байтиком Канаевым. По просьбе последнего русские войска пришли на помощь восставшим кыргызам. Главная крепость — Пишпек – пала и вскоре судьба Кокандского насилья была решена. На освобожденной земле утвердилась власть России, сюда начали приезжать на постоянное место жительства добровольцы-казаки. Привлекали чужестранцев благоприятные климатические условия, целинные земли, сулящие урожайность, а также освобождение на 45 лет от уплаты налогов всех переселенцев в Сыр-Дарьинскую область. (Поселок Кара-Балта тогда входил в Аулия-Атинский уезд Сыр-Дарьинской области. Граница между Сыр-Дарьинской и Семиреченской областями проходила по восточному берегу реки Кара-Балта). В 1874 году в поселке насчитывалось более ста русских переселенцев, но желающие продолжали прибывать. Теперь переселялись жители Украины. В 1912 году численность населения поселка Кара-Балта возросла до двух тысяч. Поселение состояло из приземистых саманных домов, крытых камышом, обнесенных глинобитными дувалами. Развивались мелкие кустарные предприятия с двумя-тремя, рабочими: водяные мельницы, маслобойни, сапожные, портняжные, бондарные, обозо-кузнечные мастерские. Становление поселка, как будущего города, началось с августа 1924 года, когда было завершено строительство железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, прошедшей через него. В последующие годы здесь начало развиваться промышленное производство. Делали конные брички, колеса, сельхозорудия, гвозди, столярные изделия, бочки. Но в корне меняющим облик поселка, быт людей, их культурный и образовательный ценз стало введение в строй 8 марта 1933 года крупного сахарного завода со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Он дал мощный импульс развитию свекловодства в районе, животноводства, других отраслей сельского хозяйства, призванных обеспечивать продуктами питания большую армию рабочих, а сырьем — перерабатывающие предприятия. В годы войны он обеспечивал сахаром армию и при сахарном заводе был построен глицериновый. Глицерин нужен был фронту, как антиоблединитель и как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт был получен в 1943 году. Когда потребность в глицерине отпала, все силы были брошены на развитие спиртового производства. В 1954 году с вводом в строй Сосновской ГЭС поселок был электрифицирован.

В 1972 году был построен мощный комбинат хлебопродуктов емкостью хранения 56 тысяч тонн зерна, ныне ГП «Буудай — Карабалта».

Наличие огромного промышленного потенциала требовало для поселка Кара-Балта статуса города. В 1974 году председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов и первый секретарь райкома партии Асан Камалович Камалов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям. Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет республики издал указ об образовании города Кара-Балта.


Гимн города Кара-Балта
Слова Б.Курманкулова
Музыка М.Толбаева

Над рекою на ладони у долины,
Крылья улиц развернув, смел и молод,
Вырастает, как баатыр из былины,
Город мой Кара-Балта, город милый.

Припев: Кара-Балта, Кара-Балта,
Город света, город счастья, Кара-Балта!
Над тобой пики гор утро красит,
В золотистые тона высшей пробы,
Весь в работе, с давних пор ты прекрасен,
И на шелковом пути ты особый.

Припев: Кара-Балта, Кара-Балта,
Город солнца, город дружбы, Кара-Балта!
Ты богат, если люди мыслят мудро,
Ты солдат, если в гневе встанешь грозным,
Ты велик, если жизненное утро
Благородно устремил к далям звездным

Припев:
Кара-Балта, Кара-Балта,
Город светлый, город юный, Кара-Балта!

Климатогеографические особенности, территориальная характеристика и администрирование

Город Кара-Балта, что в переводе звучит как «Черный топор», раскинулся у северного склона Кыргызского хребта на западе Чуйской области. Его территорию и столичный Бишкек соединяют 62 километра. Город является центром Жайылского района в Чуйской области. Площадь территории г. Кара-Балта составляет 3202 га. Протяженность городской зоны составила по ширине – 4,8 км, по длине – 7,3 км.

Климат умеренно континентальный. Средняя годовая температура составляет +8,90 С, наиболее низкая среднемесячная температура      отмечается -7,30 С, наиболее высокая среднемесячная температура в июле +230 С. Годовое количество осадков в районе составляет 419 мм, около 61 % из них в теплый период года, остальные – в холодный. Относительная влажность в теплый период года составляет 45-60 %, в холодный -60-72%.

Город располагается на трассе республиканского значения М39, которая связывает восточные и северные районы Кыргызстана с рынками Казахстана и Узбекистана. При этом расстояние до ближайшего пропускного пункта с Казахстаном составляет 30 км. Кроме этого, г.Кара-Балта находится на пересечении с трассой республиканского значения М41, которая связывает северные и южные регионы страны, а также позволяет выходить на рынки Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. Такие особенности географического расположения позволяют городу Кара-Балта стать важным транспортно–логистическим узлом для доставки товаров в западном и южном направлении.

Несмотря на то, что с востока и запада, а также с юга и севера город граничит с территориями айылных аймаков Жайылского района, есть перспектива расширения границ города в случае, если дальнейшее региональное развитие потребует новых территорий. При этом расширение будет основываться на предоставлении выгод для населения, которое проживает в этих селах.

В настоящее время экологическая ситуация в городе стабильная, но фактором риска является нахождение на территории города нефтеперерабатывающего завода «Джунда», который входит в перечень потенциально опасных с экологической точки зрения производств. Кроме этого, на территории г. Кара-Балта находятся площади хранения и захоронения радиоактивных отходов, полученных в результате работы, Кара-Балтинского горнорудного комбината (КГРК), что также создает потенциальный экологический риск для города.

Местное самоуправление города Кара-Балта представляют —   городской кенеш, глава города, а также различные виды территориальных общественных самоуправлений, формируемых самим населением, курултаи и сходы граждан.

Кара-Балтинский городской кенеш — представительный орган местного самоуправления, формируемый в порядке, установленном законодательством, Кодексом о выборах и законом, о статусе депутатов кенешей, сроком на четыре года.

Кара-Балтинский городской кенеш состоит из 31 депутатов, работающих сессионно, избираемых гражданами, проживающими на соответствующей территории города, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Исполнительную власть местного самоуправления в городе Кара-Балта осуществляют мэр и мэрия.   

Структурные подразделения мэрии г.Кара-Балта:

  • Отдел муниципальной собственности на имущество;
  • Школа гимназия № 10 им. Макаренко;
  • Городской Дворец Культуры им. Ленина;
  • Спортивный комплекс «МАНАС»;
  • Муниципальный футбольный клуб «Кара-Балта»;
  • Муниципальное Предприятие «Универсал»;
  • Муниципальное предприятие Кара-Балтинский водоканал.                 

Социальные проблемы и общественно полезные цели города Кара-Балта.

  1. Поддержка уязвимых пожилых людей города, попавших в трудную жизненную ситуацию нуждающихся в индивидуальном уходе.
  2. Помощь бездомным людям.
  3. Психологическая помощь социально уязвимым слоям населения (ЛОВЗ, ВИЧ, Туберкулез и другие).
  4. Предоставление ваучеров для попавших в трудную жизненную ситуацию (банные и парикмахерские услуги).
  5. Профилактика против употребления психоактивных веществ среди молодежи.
  6. Обеспечение приобретения угля на осенне—зимний период для социально уязвимых слоев населения.

Жилищный фонд города Кара-Балта составляет 7448,8 тыс.кв.м. В том числе частный жилищный фонд – 7463, 61 кв.м. муниципальных. Общая площадь жилья на одного человека – 11,3 м2/чел. Число дворов – 8196, из них многоэтажных домов – 309.

Демографические показатели (ситуация)

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, общая численность населения города Кара-Балта составляет 48278 человек, из них 65,3% — коренные жители города.

Таблица 1 Динамика роста численности постоянного населения г.Кара-Балта на начало 2021 года.

 2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.
г.Кара-Балта45300469114765548278

Доля мужского населения на начало 2021 г. составило 22267 человек (46,1%), из них:

  • в возрасте 0-15 лет – 9965 человек;
  • 16-62 лет – 11088 человек;
  • 63 и старше – 1214 человек.

Женщины – соответственно 26011 человек (53,9%), из них:

  • в возрасте 0-15 лет – 9394 человек;
  • 16-57 – 12538 человек;
  • 58 и старше – 4079 человек.

На начало 2021 г. число пенсионеров составило 7859 человек, что составляет 16,3% от общей численности населения города, ЛОВЗ – 3758 человек, что составляет 7,8%.

14293 общее количество семей — крайне из них бедных 448 семей -1665 человек 3,1 %, из них 330 крайне бедные ниже 900 сом 1411чел. (Бедные 2674 сом доход на человека) 112 семей 254 человек — крайняя черта бедности.

Этнический состав населения: кыргызы — 31540 человек (65%), представители других национальностей – 16738 человек.

Распределение постоянного населения по отдельным национальностям

г. Кара-Балта201920202021
Все население46 91147 65548 278
 в том числе:
 кыргызы29 75330 72131 540
 русские9 9089 6639 486
 узбеки1 6851 7181 746
 украинцы230177120
 немцы220221217
 татары444442435
 казахи720729729
 армяне171818
 таджики242253259
 азербайджанцы321323329
 чеченцы918888
 белорусы181610
 грузины211
 литовцы444
 молдаване111111
 латыши333
 туркмены888
 эстонцы222
 евреи332
 уйгуры1 7371 7521 773
 дунгане197200203
 корейцы840841834
 турки133135134
 другие национальности322326326

Занятость населения

Среднегодовая численность занятого населения составляет 7988 человек.

В том числе по отраслям экономики:

  • Обрабатывающая промышленность – 2222 человек
  • Торговля – 278 человек
  • Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 1150 человек
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 538 человек
  • Строительство – 184 человека
  • Финансовая деятельность – 296 человек
  • Государственное управление – 466 человек
  • Образование – 1608 человек

А также:

  • Лица, ищущие работу – 218 человек
  • Лица, трудоустроенные – 172 человека
  • Лица, участвовавшие в профессиональном обучении – 29 человек
  • Лица, участвовавшие в общественной работе – 46 человек
  • Вновь открытые рабочие места – 270.

Инфраструктура общественного транспорта

Важную роль для экономического и культурного развития города играют автомобильные дороги, которые проложены на правобережье реки Кара-Балта. Часть предприятий с частной формой собственности занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками.

Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек — Ташкент и Бишкек — Ош.

Внутри города функционирует семь маршрутов общественного транспорта — NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, представленных автобусами малой вместимости. Также очень популярны многочисленные частные перевозчики на легковых автомобилях, выполняющие роль маршрутного такси.

В городе Кара-Балта имеется станция Кыргызской железной дороги. Международные и пригородные информационные поезда, перевозящие грузы и пассажиров, ходят ежедневно.

Автовокзал заброшен, здание пустует, территория все больше разрушается.

Образование

В городе Кара-Балта действуют:

  • Филиал КГТУ им. И. Раззакова. В структуру Филиала входят одна кафедра и отделение средне-профессионального образования. Кафедра «Техники и информационных технологий» (ТиИТ) является выпускающей.
  • Гуманитарно-экономический колледж «Абай» ведет учебную деятельность по трем направлениям: «Экономика и бухгалтерский учет», «Правоведение», «Преподавание в начальных классах».
  • Кара-Балтинский технико-экономический колледж имени М.Т.Ибрагимов, выпускающий специалистов технологов и механиков для пищевой промышленности.
  • Профессиональные лицеи №№102, 105, количество учащихся 743 человека, число преподавателей – 20, число мастеров — 40. Профессии, которые предлагают лицеи, самые востребованные на рынке труда. Трудоустройство выпускников достигает 80%, т. к. набор проводится по заявке работодателей.

А также 13 общеобразовательных и несколько частных школ с обучением на кыргызском и русском языках. Количество учеников – 13955, число учителей – 413.  имеется также сеть детских дошкольных учреждений -11. Количество детей в них – 2526, число воспитателей – 56.

Развитие инженерной инфраструктуры

  • Доступ населения к коммунальным услугам:
  • Наличие собственного водопровода – 1
  • Наличие сетевого природного газа – 1
  • Наличие центрального отопления (в 2-х трубном исчислении) – 1
  • Наличие телефонных станций, подстанций – 5
  • Число телефонных номеров – 7500, из них в пользовании населения – 6200, в пользовании организаций – 1300
  • Наличие предприятий связи (почта, телеграф) – есть
  • Наличие абонентов, имеющих доступ к Интернету – 2000.

Обеспечение устойчивого экономического роста
Сельское хозяйство.
Общая площадь пастбищ составляет 297000 кв.м.

Производство сельскохозяйственной продукции:

МясоМолокоЯйцоШерстьКартофельОвощиФрукты
607 т.978,3 т.762 млн.шт.7,2 т.1984 т.2166 т.160 т.

Наличие предприятий промышленности.

  • Производство пищевых продуктов – 7
  • Полиграфическая деятельность – 2
  • Производство очищенных нефтепродуктов – 1
  • Производство резиновых и пластмассовых изделий – 1
  • Производство основных металлов и готовых металлических изделий – 2
  • Обеспечение паром и кондиционерами – 1
  • Водоснабжение, очистка, обработка отходов — 1

В городе расположены общественные учреждения и объединения, управления министерств и различных ведомств, промышленные предприятия и организации, фирмы и компании. Во времена Советского Союза в городе действовали несколько предприятий с засекреченным производством. Вместо их действительного адреса указывался номер почтового ящика. Одним из них был Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который являлся крупным перерабатывающим предприятием урановой руды.

Такие производства находились в закрытой зоне и имели развитую промышленную инфраструктуру. Работники предприятий проживали в современных жилых домах в южной части города. В настоящее время одна часть предприятий закрыт, другие стали выпускать иную продукцию, переоснастив производство новым оборудованием. Несмотря на масштабные преобразования в городе производится выпуск промышленной продукции.

В Кара-Балте действуют многочисленные акционерные объединения, предприятия, специализирующиеся на предоставлении различных услуг горожанам, фирмы малого и среднего бизнеса, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, открыты кафе, рестораны и торгово-развлекательные комплексы.

Производственная деятельность населения.

  • Предприятия по переработке зерна и производства хлеба (мельницы, крупорушки, пекарни) – 10
  • Предприятия по переработке дерева (мебельные цеха и пилорамы) – 1
  • Швейное производство – 5
  • Гостевые дома — 4

Здравоохранение

Система здравоохранения города обеспечивается 3 лечебно-профилактическими организациями: Центр общеврачебной практики (ЦОВП), районная территориальная больница (РТБ) и районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (РЦГСЭН).

А также:

  • Число самостоятельных групп семейных врачей – 32
  • Количество больничных коек – 330
  • Количество врачей – 65
  • Количество среднего медицинского персонала – 189
  • Количество младшего медицинского персонала — 231

Факторы, влияющие на здоровье.  Жителям были заданы вопросы относительно факторов, которые, по их мнению, могут оказывать влияние на общественное здоровье в их городе. Были названы следующие причины: почти все респондентны (97%) указали на плохую экологию, половина респондентов отметили социально-экономическую ситуацию в стране, а также качество медицинского обслуживания и наследственная предрасположенность к разным заболевания.  Меньшая доля респондентов считают, что на здоровье влияет низкий финансовый достаток граждан.

Диаграмма: Какие факторы, влияют на ваше здоровье, n=103

Физическая активность, вредные привычки и здоровое питание.
Горожанам были заданы вопросы относительно здорового образа жизни и правильного питания. Почти все опрошенные жители города ответили, что придерживаются правильного питания и физической активности, и только 17% отметили, что имеют вредные привычки.

Питание
Абсолютное большинство респондентов ответили, что предпочитают питаться дома (81%), фастфуд предпочитают – 4%, примерно 7% ответили, что питаются в кафе / ресторанах и 15% предпочитают перекусы. По словам горожан видно, что больше половины (57%) придерживаются здорового питания.

Диаграмма: Характеристики питания горожан, n=103

Большое количество респондентов ответили, что предпочитают мясные блюда (43%) и молочные продукты (44%), что обусловлено национальными традициями кыргызской кухни. Половина респондентов предпочитают фрукты (50%).  Также, традиционно популярным напитком остается чай (37%).  Овощным блюдам отдают предпочтение 24% жителей, это низкий показатель, а вот 21% употребляют газированные напитки – это высокий показатель.

Диаграмма: Предпочтения горожан в продуктах питания, n=103

Физическая культура и спорт.

На территории города имеются следующие объекты для занятий физической культурой и спортом:

Количество работников физической культуры и спорта – 125 человек.

Физическая активность жителей.

Большинство респондентов (49%) предпочитают ежедневную ходьбу, при этом имелись ввиду не какие-либо виды спортивной ходьбы, а ежедневная ходьба до работы, от остановки до дома и др. Не плохой % жителей занимаются в спортивных залах (26%) и в фитнес залах (12%). Почти 14% жителей города ответили, что не занимаются никакими видами физической активности.

Диаграмма: Физическая активность горожан, n=103

Культура и религия

На территории города имеются следующие объекты культуры:

  1. Дом культуры – 2
  2. Библиотеки – 3
  3. Музей – 1
  4. Кинотеатр – 1
  5. Музыкальная школа – 1
  6. Парки – 2

Кружки по интересам — 19
Количество работников культуры – 41 человек.

На въезде в город установлен памятник Жайыл баатыру. Рядом работает культурный центр, где собраны его личные вещи – посуда, одежда и воинские доспехи.

Жителям города были заданы вопросы о том, как они проводят своё свободное и время, и какие объекты культуры они посещают.

Большинство жителей города (44%) в свободное время проводят в гостях: посещают разного рода тои, шерине и другие подобные мероприятия. Занятия физической активностью и походы в кинотеатры также более распространены среди жителей города (36% и соответственно 24%). В библиотеки ходят всего 4% населения города. Также горожане предпочитают гулять с детьми, копаться в саду / огороде, сидеть в Интернете.  

Диаграмма: Досуг жителей города, n=103

На вопрос: «Ходите ли вы в культурные заведения» большинство респондентов ответили, что ходят с детьми в парки и посещают аттракционы (48%). Очень популярным местом отдыха является посещение кинотеатра (41%). Не многие посещают библиотеки (12%). Небольшая часть выезжает в г.Бишкек, чтобы посетить театры, музеи, цирк. Ну и 36% жителей вообще не находят времени для посещения культурных объектов города.

Диаграмма: Посещение организаций культуры, n=103

В Кара-Балте единственный в Кыргызстане мужской монастырь, названный в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сначала там располагалась женская обитель, которую перевели в Балыкчи.

В городе много зелени: величественные сосны на главной улице города — улице Турара Кожомбердиева, два многолетних парка, лесопосадки вдоль всех автомобильных дорог. Накануне 30-летнего юбилея своего города карабалтинцы посадили свыше 30 тысяч фруктовых и декоративных деревьев.

Итоги социально-экономического развития города Кара– Балта

В целях выполнения Решения Жайылской районной государственной администрации №8-р от 29 апреля 2021 года и реализации задач, поставленных в плане социально-экономического развития г. Кара-Балта на 2021год, эффективного роста экономики проводится следующее:

За 9 месяцев 2021 года объем промышленной продукции предприятий г.Кара-Балта составил 73,6%. Снижение объемов производства объясняется в основном снижением поставок сырья с Кумтора на Аффинажный завод и простоем НПЗ «Джунда» из-за задержки приезда китайских специалистов, связанное с пандемией коронавируса.

Продолжается работа по мониторингу деятельности предприятий, возобновления производства на простаивающих предприятиях.

Так в конце декабря 2020 года на территории СЭЗ Кара-Балта открылось новое предприятие ОсОО «Джинью Технолоджи», которое в настоящее время выпускает различные виды клея. Китайскими инвесторами планируется расширить производство и наладить выпуск рекламных щитов и стеновых панелей. На первоначальном этапе было создано 30 рабочих мест. Во втором квартале 2021 года запущено предприятие по производству стальных шаров для промышленных мельниц ОсОО «Вулкан плюс». Создано 80 рабочих, в дальнейшем планируется расширение производства.

Завершен проект «Поддержка уязвимых людей города, попавших в трудную жизненную ситуацию». В проекте приняли участие 271 человек, из них женщин 174 человека и мужчин – 90 человек.  Согласно этому проекту при индикаторах 260 человек было проведено анкетирование и составлена база данных на 271 человека (выполнение плана на 104%).  Это 271 семей, в которых 637 взрослых и 535 детей. В общей сложности ОФ «Поверь в себя» оказал помощь 1004 людям. При реализации проекта всем 271 человеку была оказана необходимая консультационная, методическая, психологическая помощь, были выданы гуманитарные продуктовые пакеты.

По состоянию на 01.10.2021 г. численность безработных граждан г.Кара-Балта составила 396 человек или 147,2% к соответствующему периоду прошлого года.  Обратилось в поисках работы в службу занятости 201 человек, направлено на общественные работы 35 человек, направлено на профессиональное обучение – 34 человека, трудоустроено всего – 60 человек.

Большая работа проводится по аварийным ситуациям в школах и детсадах, проведены работы по ремонту муниципальных объектов. Особое внимание уделяется работам по объектам образования включенных в Программу социально-экономического развития г.Кара-Балта. Так завершены работы по ограждению СШ№9, ведется строительство мини футбольного поля, идут ремонтные работы детского сада «Дельфин», произведен частичный ремонт ограждения стадиона «Юбилейный».

Большая работа проводится и по благоустройству. В течение 9 месяцев 2021 года проведены работы по санитарному содержанию и благоустройству города. Так проведены работы по очистке оросительной системы для полива зеленных насаждений на 14480 погонных метрах, прочищено магистральных оросительных каналов на 11190 погонных метрах, нарезано новых арыков на 2700 метров, высажено 1181 саженцев многолетних растений, посажено 100 однолетних растений.

За 9 месяцев 2021 года ГДК им. В.И. Ленина всего проведено 106 культурных мероприятий, которые посетило 26481 зрителей. Это и встречи жителей города Кара-Балта с кандидатами в Президенты Кыргызской Республики, встреча начальника Жайылского РОВД с квартальными комитетами города, а также с жителями города Кара-Балта, благотворительные и другие концерты с участием звезд кыргызской эстрады, проведение всех праздников, различные музыкальные сопровождения.  Была активизирована работа в кружках ГДК им. В.И. Ленина, проведены мероприятия, посвященные Дню Победы, открытие сезона по велоспорту, где участвовали гости из г.Бишкек, закладывалась капсула по строительству Центральной мечети с участием зарубежных гостей, было проведено торжественное открытие молодежного отдела Городского Дворца культуры. В мероприятии приняли участие представители ПРООН, Посольства Японии в Кыргызской Республики, а также гости и молодежь.

Большое внимание уделяется физической культуре и спорту. Так в спортивно-массовых мероприятиях принимали участие более 1200 карабалтинцев районного, областного, республиканского и международного уровня. Спортсмены принесли в копилку города 52 первых мест, 53 вторых мест и 60 третьих мест. Спортсмены г.Кара-Балта имеют высокий спортивный потенциал. Всего за истекший период приняли участие в 50 Международных мероприятиях, участвовали 325 спортсменов, было завоевано 3 золотых, 6 серебряных и 20 бронзовых медалей. 

Рекомендации:

1. Необходимо не допускать парковку транспортных средств на тротуарах района с целью улучшения пешеходной инфраструктуры путем установки антипарковочных столбиков.

2. С целью улучшения условий перемещения для пожилых и маломобильных граждан необходимо обеспечить достаточное количество сидячих мест на территории района путем установки лавочек через каждые 100 метров на улицах.

3. Для повышения уровня безопасности и снижения количества травмируемости среди жителей, необходимо обеспечить полное и качественное освещение территории района в темное время суток, путем размещения фонарей, целенаправленно освещающих тротуары, пешеходные дорожки на дворовых территориях и в скверах.

4. Для повышения визуальной привлекательности города и улучшения городской среды, а также в экологических целях, площади и крупные пешеходные улицы необходимо покрывать плиткой. В отличие от асфальта, тротуарная плитка намного прочнее и долговечнее, при высокой температуре воздуха не выделяются вредные для человека битумные смолы.

5. С целью увеличения привлекательности общественного транспорта необходимо оборудовать остановки, граничащие с проезжей частью защитными павильонами или стенами от брызг грязи из-под колес проезжающих автомобилей.

6. С целью повышения уровня благоустройства, а также с целью обеспечения безопасности пешеходов, необходимо ликвидировать избыточные парковки личного автотранспорта во дворах жилых домов и обустроить высвободившиеся территории для комфортного времяпрепровождения жителей: организовать детские площадки, высадить зеленые насаждения, установить различную уличную мебель. Площадь, отведенная для парковки автомобилей во дворах, не должна занимать более 30% от площади дворовой территории.

7. С целью повышения уровня благоустройства района, а также в экологических целях, необходимо устанавливать урны для мусора каждые 100 метров.

8. С целью улучшения транспортного обслуживания жителей района необходимо развивать велосипедную инфраструктуру, в том числе путем размещения городских прокатных пунктов на территории района.

9. С целью повышения уровня благоустройства района и улучшения городской среды, необходимо обустраивать навесы и заграждения от ветра и природных осадков на крупных улицах и площадях. Таким образом улучшится городская среда, жители будут больше времени проводить на улице.

10. При планировании благоустройства дворовых территорий, парков, скверов и других общественных зон, необходимо создавать не только детские площадки, но и обустраивать зоны для взрослых людей, в том числе и пожилых. Обустройство беседок со столами для настольных игр, столы для настольного тенниса, зоны с беспроводным интернетом, фонтаны и другие объекты притяжения привлекут людей всех возрастов, положительно повлияют на городскую среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.