Формирование психически здоровой личности в полной мере зависит от ухода и развития человека в первые годы жизни.
Первое осознание чувства собственного «Я» приходит примерно до 3-х летнего возраста. В последующем развивается закрепление полученных данных и основных особенностей личности.
С самого рождения очень важно прививать ребенку чувство собственного достоинства и уважения к себе. Ни в коем случае недопустимы ругательства и унизительные оскорбления в адрес ребенка до 3 лет и старше. А тем более физические наказания и ограничение свободы передвижения (постановка в «угол», порка ремнем и т.д.).
До 3-х лет человек постигает азы жизни и находит ответ на вопрос – «кто, что». Кто это? Мама, папа, собака, кошка и т.д. После 3-х лет начинается возраст «почемучки», т.е. ребенок начинает строить связи между явлениями и объектами, окружающими его. «Собака лает», «солнце светит», «мама любит», «кашу едим» и т.п.
В этот важный для человека момент очень важно обеспечить его всесторонней любовью, заботой и вниманием. Эта забота проявляется в милосердном и добром отношении к ребенку. Ведь сам ребенок в этот период времени является самым чистым во всех отношениях человеком. Он любит всех за то, что они есть. Его не прельщают ни чьи деньги, власть и авторитет. Для ребенка одинаковы и цари и пастухи, и бедные и богатые.
У ребенка нет чувства зависти и жадности, лжи и высокомерия. Он всегда естественен в своих эмоциях и проявлениях чувств. Если он смеется, то делает это искренне, а если плачет, то льет «крокодильи» слезы, и тоже «от души». Такого же искреннего отношения ребенок требует к самому себе и ждет от окружающих.
Если в этот период развития относится к нему по справедливости и с милосердием, тогда есть все шансы воспитать полноценного и психически здорового человека.
Если же допускать, незначительные на первый взгляд, запрещенные приемы воспитания (ругань, битье, унижение), которые не приемлет сознание ребенка, то может произойти искривление восприятия окружающей среды и психика ребенка может сильно травмироваться таким несправедливым отношением. Что в последствии может выразиться в отклонениях поведения и психического состояния человека.
Психологи признают, что часто семейное или иное насилие одного человека над другим является следствием психологической детской травмы.
Становясь взрослым, ребенок начинает бессознательно мстить своим обидчикам и не находя самого обидчика или не решаясь поднять руку на своих родителей, начинает выплескивать эмоции на своей жене, детях. Тех, кто как и он в детстве не могут оказать сопротивления и ответить за себя. Как раненый зверь, который из последних сил кидается на охотника не жалея себя, так и ребенок, получивший душевные раны в детстве может оказаться жестоким человеком став взрослым.
Весьма важным на этапе полового созревания в подростковом периоде является способность находить контакт с ребенком и способствовать его дальнейшему гармоничному становлению. Такой тесный и доверительный контакт желательно выстраивать с самого детства, чтобы ребенок мог советоваться и делиться своими переживаниями и секретами с самыми близкими и родными – родителями.
Умение выслушивать и услышать ребенка является неотъемлемой частью воспитания психически здорового члена общества.
Если один или два раза «отшить» ребенка в ответ на его вопрос – это ещё можно как-то загладить. Но если это повторится в третий и последующие разы, то ребенок перестанет обращаться за советом или с вопросом к тому, кто отказал.
У ребенка все равно остались вопросы без ответа, и он будет продолжать искать ответы на них. Хотя горечь от холода в отношениях останется у ребенка на всю жизнь, и в последствии трудно будет найти контакт с ним, тем более, когда он повзрослеет. Хорошо если ребенок найдет контакт с адекватными людьми в лице бабушек, дедушек или добропорядочных соседей. Хуже, если ребенок привяжется к неадекватным личностям с ненормальными наклонностями, привычками и образом жизни.
На гармоничное душевное развитие человека также влияет ряд других причин, которые иногда очень трудно уловить и описать, а тем более давать какие-то общие и универсальные советы по развитию личности. Тем более, что к каждой личности необходимо подходить индивидуально, учитывая целый список особенностей личностных характеристик.
Конечно же специалисты вывели несколько стратегий по укреплению психического здоровья, которые могут служить отправной точкой для лиц, занимающихся проблемами воспитания и общественного здравоохранения. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.
Однако никто не сможет заменить простого человеческого отношения. Поэтому, важно не потерять себя в этом бурно меняющемся мире и постараться всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Categories: ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ