Создание и продвижение сельских комитетов здоровья (СКЗ) тесно связано с программой «Действия сообществ по вопросам здоровья» (ДСВЗ) в Кыргызстане. Это партнерство по вопросам укрепления здоровья между государственной системой здравоохранения и сельскими комитетами здоровья. ДСВЗ основано на современных принципах улучшения здоровья населения и развитие сообществ.
Программа ДСВЗ официально признана Министерством здравоохранения КР и была включена в Национальные программы сектора здравоохранения «Манас Таалими» и «Ден соолук» как уникальная модель работы с населением. С 2001 года ДСВЗ поэтапно внедрялась в регионах республики.
В настоящее время в 1460 селах республики успешно осуществляют мероприятия по здоровью 1550 сельских комитетов здоровья.
СКЗ – это общественные организации, имеющие своих избранных членов, которые работают на добровольной основе в своих селах по вопросам здоровья.
На районном уровне СКЗ объединены в районные комитеты здоровья, которые регистрируются как некоммерческие организации; всего их на данный момент 58. На Национальном уровне создана Ассоциация СКЗ Кыргызстана (АСКЗ).
Ключевыми партнерами СКЗ со стороны системы здравоохранения являются Республиканский центр укрепления здоровья и массовой коммуникации МЗиСР КР и кабинеты укрепления здоровья первичной медико-санитарной помощи республики.
Теоретические основы программы ДСВЗ
В основе современной модели укрепления здоровья лежит идея вовлечения сообщества в решение этой проблемы. Эта мысль четко сформулирована в Оттавской хартии по укреплению здоровья. Оттавская хартия призывает к расширению возможностей сообществ, признавая, что их роль в сохранении и укреплении здоровья населения очень велика. Со времени принятия Оттавской хартии все основные документы ВОЗ по укреплению здоровья подтверждали приверженность такой точке зрения. В модели взаимодействия с сообществами в рамках программы ДСВЗ есть два характерных аспекта. Первый аспект – это сочетание элементов наращивания потенциала сообщества и вертикальных медико-санитарных мероприятий по борьбе с болезнями. Другой аспект связан с тем, что как раз государственная система здравоохранения и участвует в наращивании потенциала сообществ. Это соответствует требованиям Алма -Атинской декларации, в которой местные сообщества признаются частью первичного звена здравоохранения (ПМСП).
Ориентир на участие системы здравоохранения в наращивании потенциала сообществ свидетельствует о переориентации здравоохранения на укрепление здоровья, что соответствует требованиям Оттавской хартии.
Оттавская хартия – международное соглашение по укреплению здоровья, Оттава, 1986 г.
5 направлений:
1-Государственная политика, способствующая укреплению здоровья
2-Создание благоприятной среды
3-поддержка действий на уровне сообществ
4-Развитие личных навыков
5-Переориентация услуг здравоохранения на профилактику заболеваний и укрепление здоровья
Взаимодействие программы с сообществами и СКЗ строится на основе общих принципов развития сообществ. Принципы, сформулированные Международным обществом развития сообществ (Community Development Society International), могут выступать в качестве ориентира. Представительство, участие в принятии решений, обучение, уважение многообразия и развитие лидерства, служат основой для работы с людьми, начиная с определения приоритетных проблем со здоровьем населения и заканчивая наращиванием организационного потенциала СКЗ.
Развитие программы ДСВЗ в Кыргызстане
Внедрение модели ДСВЗ началось в Кыргызстане в 2001 году в Жумгальском районе Нарынской области при поддержке Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству. Большую часть первого года собирались и изучались идеи и возможности работы с сообществами через систему здравоохранения. Исходным условием было построение модели ДСВЗ через государственную систему здравоохранения, с тем чтобы наладить сотрудничество между сообществами и системой здравоохранения и усилить вероятность устойчивости модели.
За два года программа ДСВЗ получила достаточное развитие, и стало возможным расширение охвата этой моделью в других четырех районов Нарынской области – высокогорного региона с населением 250 000 человек, из которых около 160 000 проживает примерно в 100 селах. Для распространения модели было желательно, чтобы к работе с сообществами подключились работники государственной системы здравоохранения, из штата которых наша команда подготовила бы тренеров. Однако такой государственный штат не существовал. Поэтому совместно с Республиканским центром укрепления здоровья Министерства здравоохранения КР были созданы кабинеты укрепления здоровья. Сотрудники КУЗов стали первыми работниками государственной системы здравоохранения, которые занимались бы исключительно укреплением здоровья населения, и в течение определенного промежутка времени они должны были работать только с СКЗ.
В начале 2004 года в Нарынской области во всех селах было сформировано около 110 СКЗ. Ведущий донор реформы здравоохранения, осуществляемой в рамках программы «Манас», Всемирный банк, одобрил модель ДСВЗ и порекомендовал распространить ее и в других регионах республики. К началу 2005 года было сформировано 95 СКЗ в Таласской области.
В 2005 г. расширение охвата программой ДСВЗ всех регионов страны было включено Министерством здравоохранения в план Национальной программы по реформе здравоохранения «Манас-Таалими», а затем «Ден Соолук». После получения программой ДСВЗ такого официального признания Шведское агентство по международному развитию (SIDA) и Американское агентство по международному развитию (ЮСАИД) присоединились к поддержке данной программы в Кыргызстане и распространению этой модели по всей стране.
В 2008 году программа ДСВЗ в сельских регионах Кыргызской Республики утверждена приказом МЗКР № 132 от 02.04.08 и признана в качестве основного механизма долгосрочной мобилизации сообществ и укрепления здоровья. В 2010 г. в Кыргызстане функционировало уже 1400 сельских комитетов здоровья, охват программой составил более 80% сел страны.
Хронология внедрения и реализации программы ДСВЗ в Кыргызстане
Годы | Развитие
______________________________
2001 | Начало второй фазы Швейцарского проекта по здравоохранению, которая рекомендует внедрение модели по укреплению здоровья на уровне сообществ. Работа с сообществами начинается в Жумгальском районе в конце 2001 г.
2002 | Первый СКЗ сформирован в Жумгальском районе
2002—2005 | Внедрение программы ДСВЗ в двух областях
2005 | Включение программы ДСВЗ в национальную программу по реформе здравоохранения
2006 | SIDA и ЮСАИД присоединяюся к SDC как основные доноры программы ДСВЗ
2007-2011 | Распространение программы ДСВЗ в остальных областях страны.
Координация программы ДСВЗ
Республиканский центр укрепления здоровья и массовой коммуникации является государственным учреждением Министерства здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики, целью которого является формирование общественной политики по укреплению здоровья, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни.
РЦУЗиМК координирует деятельность в рамках программы ДСВЗ, занимается политикой и определяет стратегическое планирование программ по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Сотрудники РЦУЗиМК разрабатывают программы по здоровью, методические руководства и пособия, информационно-образовательный материал, проводит мониторинг, оценку и анализ реализуемых программ.
Также РЦУЗиМК осуществляет координацию взаимодействия международных, общественных организаций и заинтересованных партнеров по реализуемым программам по здоровью.
Проекты по вопросам здоровья , работающие в области укрепления здоровья и желающие сотрудничать с СКЗ и КУЗами, связываются с РЦУЗиМК, чтобы согласовать свои действия с программой ДСВЗ. Если предложения доноров и проектов отвечают нуждам и приоритетам регионов или в целом общественного здравоохранения , то РЦУЗ разрабатывает план совместных мероприятий. Помимо того, РЦУЗиМК осуществляет поиск подходящих доноров или проектов, чтобы удовлетворить нужды, выявленные населением или озвученные СКЗ. Важно, чтобы проекты вносили вклад в обеспечение устойчивости СКЗ и программы ДСВЗ в целом.
Среди доноров, которые до настоящего времени успешно сотрудничали с программой ДСВЗ, следует выделить такие организации, как ЮНИСЕФ, Всемирный банк, Глобальный фонд, Глобальный альянс по вакцинации и иммунизации (ГАВИ), Азиатский банк развития (АБР), ЮСАИД, GIZ, Фонд Ага Хана.
Кабинеты укрепления здоровья
Для реализации программы ДСВЗ Министерством здравоохранения КР в 2008 г. сформированы кабинеты укрепления здоровья (КУЗ). Кадровое обеспечение КУЗов определяется следующим соотношением: 1 ставка на 20 000 населения или 1 ставка на 10 сел.
По республике в рамках программы ДСВЗ в кабинетах укрепления здоровья работают 130 специалистов, которые являются сотрудниками областных и районных центров семейной медицины. Большинство из них – это врачи, медсестры, фельдшеры, иногда это люди других профессий, но обязательно со средним и высшим образованием.
Работа с СКЗ осуществляется по двум основным направлениям: 1) организационное развитие, помощь СКЗ в становлении в качестве независимой организации гражданского общества; 2) обучение действиям по вопросам здоровья, сбор данных по реализуемым мероприятиям.
Действия по вопросам здоровья
Действия для здоровья – это мероприятия, направленные укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Работники КУЗ выезжают в села, обеспечивая поддержку и обучение СКЗ по различным вопросам здоровья, а также развитию организационного потенциала, как независимой организации. Координацию, оказание консультивно-методической помощи оказывает РЦУЗиМК.
За период 2001-2020 годы СКЗ совместно со специалистами КУЗ, ГСВ/ФАП проводили мероприятия по укреплению здоровья по следующим направлениям:
🔹Продвижение употребления йодированной соли
🔹Высокое артериальное давление
🔹Безопасное материнство
🔹Анемия/питание
✔ Выращивание овощей
✔ Улучшение питания во время беременности
✔ исключительно грудное вскармливание
✔ дополнительное питание детей до 2-х лет
✔ «Гулазык»
🔹Малярия
🔹Гигиена полости рта
🔹Дегельминтизация
🔹Табакокурение и насвай
🔹Бруцеллез, эхинококкоз
🔹Улучшение гигиены и санитарии
🔹Профилактика неинфекционных заболеваний
✔ Курение
✔ Правильное питание
✔ Физическая активность
✔ Потребление алкоголя
🔹Профилактика туберкулеза
🔹 Профилактика ВИЧ и наркомании
🔹Надлежащий уход за детьми до 5 лет
🔹Продвижение вакцинации
🔹ОРВИ и грипп
🔹Профилактика COVID -19
Практика вовлечения местных сообществ в решении вопросов охраны и укрепления здоровья показало свою эффективность. Вот уже более 20 лет сельские комитеты здоровья играют важную роль в продвижении здорового образа жизни в своих сообществах.
Деятельность СКЗ направленна на изменение поведения людей, образа жизни путем проведения информационных и просветительных мероприятий. СКЗ проводят разъяснительную работу среди населения с использованием информационных материалов. Деятельность СКЗ также включает практические меры, например, тестирование йода в соли в магазинах и домохозяйствах, измерение артериального давления.
Во время акции «Узнай свое давление!» за последние годы СКЗ обследовали более 2 миллионов человек на наличие гипертонии и выявили более 300,000 человек с высоким давлением, среди них 130.000 человек не подозревали о своем заболевании.
СКЗ повысили информированность населения по исключительно грудному вскармливанию, выявлению опасных признаков у детей и беременных женщин, а также по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний. Повышение информированности по профилактике неинфекционных заболеваний способствовало снижению уровня заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний.
Партнеры
СКЗ развивают и устанавливают взаимодействие с государственными и общественными организациями на местном уровне. Активно вовлекаются в программы ДСВЗ представители местной власти, школ, религиозных организаций, общественные деятели, женсоветы, ветеринары и многие другие партнеры.
Признание со стороны органов местного самоуправления – айыл окмоту, способствует улучшению статуса СКЗ среди местных жителей, вселяет уверенность в собственных силах. Поддержка в выделении помещений для СКЗ, земельных участков, организации условий доходоприносящей деятельности для создания фонда здоровья СКЗ, из средства которого финансируются собственные инициативы и текущие расходы, является важным фактором организационного развития СКЗ.
Наращивание организационного потенциала дает возможность СКЗ мобилизовать и распоряжаться своими ресурсами для осуществления собственных инициатив, связанных с детерминантами здоровья: озеленение села, ремонт бань, водопроводной системы, утилизации отходов, а также выделение средств малоимущем семьям, покупка лекарств, проведение спортивных соревнований, конкурсов во время проведения мероприятий по здоровью и др.
Таким образом, программа ДСВЗ предоставила возможность сектору здравоохранения реализовать важные инициативы и подходы по вовлечению сообществ в вопросы здоровья на основе широкого межсекторального и международного партнерства, а также повысила убежденность и заинтересованность сообществ в улучшении здоровья и контроля детерминант здоровья.