COVID-19

Итоговое заявление о работе девятого совещания Комитета Международных медико-санитарных правил (2005 г.) по чрезвычайной ситуации в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19)

5506

Девятое совещание Комитета по чрезвычайной ситуации, созванное Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) (ММСП) в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), состоялось в пятницу, 22 октября 2021 г., с 13:00 до 17:05 по женевскому (центральноевропейскому) времени.

Ход работы заседания

Совещание членов и советников Комитета по чрезвычайной ситуации было проведено в режиме видеоконференции.

Генеральный директор приветствовал Комитет и поблагодарил его членов и советников за их содействие и рекомендации, предоставляемые ими на протяжении пандемии COVID-19. Он отметил важность работы Комитета с учетом текущих проблем, вызванных пандемией COVID‑19. Генеральный директор подчеркнул необходимость проведения вакцинации с учетом существующих рисков и особенностей обстановки в сочетании с надлежащими медико-санитарными и социальными мерами (МССМ) и повторил обращенный к мировому сообществу призыв принять меры по расширению вакцинации, с тем чтобы к концу 2021 г. добиться охвата 40% населения каждой страны.

Представители Бюро юрисконсульта (LEG) и Департамента по вопросам соблюдения требований, управления рисками и этики (CRE) кратко проинформировали членов Комитета об их функциях и обязанностях. Специалист Департамента CRE по этике уведомил членов и советников Комитета о принятом ВОЗ порядке подачи деклараций интересов. Члены и советники были информированы о своей персональной обязанности своевременно сообщать в ВОЗ о любых интересах личного, профессионального, финансового, интеллектуального или коммерческого характера, которые могут создать предположительный или прямой конфликт интересов. Им также было сделано напоминание об обязанности соблюдать конфиденциальность информации о состоявшихся в ходе совещания обсуждениях и о работе Комитета. Был проведен опрос каждого присутствующего участника совещания. Два участника сообщили об изменении своих должностных обязанностей с момента проведения предыдущего совещания, однако в ходе анализа их новых функций было установлено, что они не порождают конфликт интересов. Один из советников был назначен на должность в ВОЗ и не будет участвовать в работе Комитета в своем прежнем качестве. Каких-либо конфликтов интересов выявлено не было.

Секретариат передал слово председателю совещания профессору Дидье Усену. Профессор Усен изложил задачи и повестку дня совещания.

Секретариат представил обновленную информацию по следующим вопросам:

  • мировая эпидемиологическая обстановка и факторы, способствующие передаче инфекции;
  • ожидаемая эволюция COVID-19 и возможные будущие сценарии согласно существующим прогнозам;
  • сохраняющаяся проблема несправедливого распределения вакцин против COVID-19 в мире и планы по наращиванию поставок вакцин посредством Механизма COVAX; и
  • повышение согласованности выполнения государствами-участниками рекомендаций о медико-санитарных мерах в области международных перевозок.

Комитет обсудил ряд насущных вопросов, включая следующие:

  • состояние и проблемы эпиднадзора за SARS-CoV-2;
  • иммунитет, вырабатываемый в результате естественного заражения инфекцией или вакцинации, и эффективность защиты в том и в другом случае;
  • значение оперативных обзоров для выработки и совершенствования противоэпидемических мер государствами-участниками; и
  • важность сохранения комплексных МССМ с учетом существующих рисков.

Комитет выразил озабоченность в связи с трудностями, с которыми сталкивается Африканский регион в процессе борьбы с пандемией COVID-19, в частности связанными с получением достаточного количества вакцин, средств диагностики и лекарственных препаратов, а также сбором, анализом и представлением эпидемиологических и качественных лабораторных данных, в том числе данных геномного секвенирования, необходимых для отслеживания динамики пандемии COVID-19. Комитет настоятельно призвал в надлежащем объеме обеспечивать Регион и его государства-участники ресурсами, помощью в укреплении потенциала и технической поддержкой для укрепления их систем эпиднадзора и противоэпидемических мер.

Члены Комитета поблагодарили ВОЗ за ее ведущую роль в координации глобальных мер по борьбе с пандемий COVID-19 и за ее постоянные усилия по содействию государствам-участникам в представлении отчетности о выполнении временных рекомендаций. Комитет подчеркнул, что штаб-квартире, региональным и страновым бюро ВОЗ необходимо и далее содействовать государствам-участникам в выполнении временных рекомендаций и представлении отчетности по ним.

Члены Комитета высоко оценили текущую работу ВОЗ по координации кратко-, средне- и долгосрочных программ научных исследований, направленных на ликвидацию пробелов в существующих знаниях и реагирование на эволюцию пандемии. Была отмечена необходимость дальнейшего изучения с позиций концепции «Единое здоровье» таких вопросов, как SARS-CoV-2, средства и изделия медицинского назначения (такие как маски и респираторы многократного использования), а также вакцины, средства диагностики и лекарственные препараты следующего поколения, позволяющие сдерживать пандемию в долгосрочной перспективе. Помимо этого требуются исследования, позволяющие оценивать роль отдельных МССМ и их сочетаний на фоне изменения пандемической обстановки, в том числе применительно к различным вариантам вируса и с учетом особенностей иммунитета, вырабатываемого организмом в результате естественного заражения, и вакцинно-индуцированного иммунитета.

Комитет подчеркнул, что, несмотря на прогресс, достигнутый благодаря широкому применению вакцин и лекарственных препаратов против COVID-19, анализ текущей обстановки и модельные прогнозы указывают на то, что пандемия еще далека от завершения. Комитет подчеркнул, что для сдерживания пандемии и уменьшения ее негативных последствий для здоровья, а также для социально-экономической и образовательной сфер государствам-участникам крайне необходимо продолжать применять все имеющиеся в их распоряжении средства, включая МССМ, вакцинацию, средства диагностики, лекарственные препараты и эффективные методы коммуникации. Кроме того, Комитет отметил, что затяжной характер пандемии COVID-19 создает дополнительную нагрузку в условиях сложных чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, массовой миграции, вынужденного перемещения населения и других кризисов. В связи с этим Комитет предложил государствам-участникам рассмотреть возможность внесения изменений в их планы по обеспечению готовности и мер реагирования и стратегии оказания помощи с учетом указанных взаимосвязей.

Члены Комитета единодушно согласились с тем, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой экстраординарное событие, продолжающее оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье населения во всем мире, сопровождается риском международного распространения инфекции и нарушения международного сообщения и требует скоординированных международных ответных мер. Таким образом, Члены Комитета сошлись во мнении о том, что пандемия COVID-19 остается чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ), и представили изложенные свои рекомендации Генеральному директору.

Генеральный директор сделал вывод о том, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой ЧСЗМЗ. Он принял рекомендации Комитета для ВОЗ и в соответствии с ММСП выпустил их в качестве временных рекомендаций для государств-участников.

Комитет по чрезвычайной ситуации будет созван вновь не позднее чем через три месяца по усмотрению Генерального директора. Генеральный директор поблагодарил Комитет за его работу.

Временные рекомендации для государств-участников

Отметив наличие некоторых нюансов, связанных с выполнением временных рекомендаций в условиях различных регионов, члены Комитета, тем не менее, посчитали важным вынести всем странам изложенные ниже рекомендации.

  1. ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Продолжать применять в целях борьбы с COVID-19 научно обоснованные медико-санитарные и социальные меры (МССМ), а также жизненно необходимые средства, в частности рекомендованные ВОЗ лекарственные препараты, средства диагностики и вакцины. Государствам-участникам рекомендуется регулярно корректировать свои противоэпидемические стратегии посредством мониторинга эпидемиологической обстановки, анализа факторов уязвимости, в том числе возможностей своих систем здравоохранения, а также оценки соблюдения и воздействия отдельных МССМ и их сочетаний. Важным условием сокращения передачи SARS-CoV-2 остается использование масок, физическое дистанцирование, гигиена рук и усиленная вентиляция помещений. Существующие МССМ, включая выявление контактов, карантин и изоляцию, следует и далее применять при возникновении случаев индивидуальной или групповой заболеваемости с учетом эпидемиологической и социальной обстановки и контролировать их соблюдение. Ссылка на рекомендации ВОЗ
  2. ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Руководствоваться принципами управления рисками при организации массовых мероприятий, принимая меры по оценке и уменьшению рисков и оповещению о них. Поскольку проведение массовых мероприятий и массовое перемещение людей могут быть вызваны различными причинами при различных уровнях допустимого риска, при проведении оценки риска крайне важно в соответствии с рекомендациями ВОЗ учитывать особенности эпидемиологической обстановки (в том числе распространенность вариантов, вызывающих озабоченность, интенсивность передачи инфекции, а также возможности для выявления контактов и проведения тестирования). В частности, государствам-участникам, находящимся в ситуации нестабильности и уязвимости, требуется дополнительная поддержка в решении проблем, связанных с конфликтами, массовой миграцией и возникновением массовых скоплений людей в период пандемии COVID-19. Ссылка на рекомендации ВОЗ
  3. ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. В соответствии с призывом ВОЗ до конца 2021 г. вакцинировать не менее 40% населения всех стран. Для защиты уязвимых категорий населения от появления и распространения вариантов SARS-CoV-2 необходимо укреплять мировую солидарность и увеличивать производственный потенциал. Для более сбалансированного распределения вакцин во всем мире государствам-участникам предлагается переуступать имеющиеся у них дозы и в соответствии с рекомендациями СКГЭ применять поэтапный подход к вакцинации. Программы вакцинации должны охватывать уязвимые категории населения, включая моряков и экипажи воздушных судов. Для более широкого внедрения вакцин государствам-участникам рекомендуется провести оценку факторов, способствующих и препятствующих проведению вакцинации. Ссылки на Дорожную карту СКГЭ по приоритетному порядку использования вакцин и предварительное заявление СКГЭ о применении бустерных доз в рамках вакцинации против COVID-19
  4. ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Расширять эпиднадзор за SARS-CoV-2 и продолжать предоставлять ВОЗ отчетные данные, позволяющие быстро выявлять, отслеживать и оценивать варианты вируса и осуществлять непрерывный мониторинг развития пандемии и мер по ее сдерживанию. Государствам-участникам рекомендуется укреплять свои системы эпиднадзора, внедряя двунаправленный подход, предусматривающий реагирование на критические ситуации и ведение молекулярного эпиднадзора, в том числе своевременное получение репрезентативных данных геномного эпиднадзора. Для ведения эпиднадзора за SARS-CoV-2 государствам-участникам следует задействовать возможности существующих национальных, региональных и глобальных сетей, в частности Глобальной системы по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер. Ссылка на рекомендацию ВОЗ
  5. РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Обеспечивать бесперебойное оказание основных видов медицинской помощи, выделяя на эти цели достаточные финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы; расширять возможности систем здравоохранения по противодействию последствиям пандемии для психического здоровья взрослых и детей, текущим вспышкам других болезней и другим чрезвычайным ситуациям. Ссылка на документ с изложением позиции ВОЗ
  6. РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Продолжать руководствоваться принципами оценки рисков для содействия международному пассажирскому сообщению и предоставлять ВОЗ информацию о применении мер в отношении поездок и их обоснование с точки зрения общественного здравоохранения. В соответствии с ММСП такие меры (например, масочный режим, тестирование, изоляция/карантин и вакцинация) должны применяться исходя из оценки риска, с учетом местной обстановки и, согласно положениям статьи 40 ММСП, не создавать финансовой нагрузки на лиц, совершающих международные поездки. Ссылка на рекомендации ВОЗ
  7. РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. НЕ требовать от лиц, совершающих международные поездки, предъявления доказательств вакцинации против COVID-19 в качестве единственного варианта или условия совершения международных поездок, с учетом ограниченной доступности вакцин против COVID-19 и их несбалансированного распределения во всем мире. В соответствии с рекомендациями ВОЗ государствам-участникам следует предусмотреть возможность регулирования международного пассажирского сообщения на основе оценки рисков, по возможности, отменяя или корректируя такие ограничения, как обязательное тестирование и/или помещение в карантин. Ссылка на документ с изложением позиции ВОЗ и ссылка на рекомендации ВОЗ.
  8. ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Признать все вакцины против COVID-19, допущенные ВОЗ к применению в условиях чрезвычайной ситуации, и все рекомендованные СКГЭ схемы вакцинации, в том числе в рамках регулирования международного пассажирского сообщения. Ссылка на описание процедуры ВОЗ по допуску средств к применению в условиях чрезвычайной ситуации и ссылка на информацию о вакцинах, допущенных ВОЗ к применению в условиях чрезвычайной ситуации.
  9. РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Устранить существующие на национальном и местном уровнях недостатки в работе с населением и информировании общественности в целях сокращения передачи COVID-19, противодействия дезинформации и, в соответствующих случаях, повышения уровня доверия к вакцинам против COVID-19. Для этого требуется более активно распространять информацию о необходимости комплексных ответных мер со стороны общественного здравоохранения. Ссылка на коммуникационные материалы ВОЗ
  10. НОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Содействовать внедрению рекомендованных ВОЗ методов лечения, принимая меры по повышению их доступности и ценовой приемлемости. Местное производство и передача технологий могут способствовать обеспечению равноправного доступа к средствам лечения во всем мире. 

материал взят с сайта ВОЗ

Categories: COVID-19, Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.