Исследование

Отчет мероприятий в рамках проекта «Контроль малярии Кыргызстане»

22

30.05.2022 TN

Отчет о проведении оценки информационно-образовательных мероприятий в рамках проекта «Контроль малярии  Кыргызстане»

Описание проекта.

Цель  проекта

Целью программы контроля малярии в Кыргызстане, финансируемого Глобальным Фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, является элиминация малярии  в Кыргызской республике к 2015 году. 

С момента запуска проекта в 2006 году рамках проекта неоднократно осуществлялась деятельность, направленная на изменение знаний, отношения и поведения населения  в области профилактики малярии, обеспечение пологами и внутридомовую обработку домов. Информационно-образовательная кампания осуществлялась с помощью обученных членов СКЗ во время сельских сходов и посредством различных информационно-образовательных мероприятий, таких как распространение печатных информационных материалов, сообщения через ТВ и радио, постановки в детских театрах и диктанты в школах. 

В 2007 году было проведено исследование по оценке информационных мероприятий проекта. Данным исследованием было доказано, что неоднократное информирование населения более эффективно влияет на знания и поведение населения по сравнению с однократным воздействием. По итогам оценки были разработаны рекомендации, направленные на улучшение эффективности проекта. 

В 2010 году была проведена программа пологизации населения в пилотных областях проекта. По результатам осуществления программы пологизации ожидалось, что:

  • Будут предупреждены случи заболевания среди беременных женщин и детей до 5 лет.
  • 100% беременных женщин и детей младшего возраста в приграничных населённых пунктах будут обеспечены прикроватными сетками-пологами.
  • Населению будут привиты навыки борьбы с переносчиками.

Для изучения прогресса в результатах проекта, а также для оценки программы пологизации было проведено кросс-секционное исследование в 2011 году.

Специфические задачи проекта.

  1. Информирование населения по вопросам малярии, включающие признаки заболевания, пути передачи и меры индивидуальной защиты от малярии.
  2. Охват населения пилотных населенных пунктов пологизацией.
  3. Охват населения мероприятиями по обеззараживанию домохозяйств (внутридомовая обработка).

Цели исследования:

Оценка эффективности мероприятий проекта в пилотных населенных пунктов и оценка охвата населения пологизацией и мероприятиями по внутридомовой обработкой.

Задачи исследования:

  1. Провести количественное исследование по изучению знаний, отношения и поведения в области  малярии, а также охват программой пологизации среди людей  в возрасте 18-50 лет и старше в Ошской, Жалалабатской и Баткенской областях, Кыргызстан.
  2. Предоставить данные и отчет по результатам исследования. 

Специфические задачи оценки:

  1. Оценка информированности населения по вопросам малярии, включающие признаки заболевания, пути передачи и меры индивидуальной защиты от малярии.
  2. Оценка поведения населения в области индивидуальной защиты от малярии.
  3. Оценка охвата населения программой пологизации.
  4. Оценка охвата домохозяйств мероприятиями по ВДО (внутридомовая обработка).
  5. Оценка взаимосвязи знаний, отношения и поведения населения в области профилактики малярии с информационно-образовательными мероприятиями.

Инструменты оценки: 

  • Структурированные анкеты для опроса;
  • Инструкции по проведению опроса и заполнению анкет;

Целевая группа: 

Общее населения в возрасте 18-50 и старше лет.

Место проведения:  

Баткенский, Кадамжайский и Лейлекский районы Баткенской области, Араванский район, пригород г. Ош  Ошской области и  Ноокенский, Базар-Курганский и Сузакский районы Жалалабатской области.  

Выводы 

Опросом были охвачены жители Баткенской, Жалалабатской, Ошской областей и г.Ош. Всего было опрошено 800 человек. В анализе участвовало 784 человека. Средний возраст и медиана возраста составил 41 год. Основную часть выборки составили люди со средним образованием 73%. 

По роду занятий половина  респондентов являются домохозяйками (47%). 

По количеству членов семьи половина семей имеют 6 и более членов семьи (50%). В семьях 10% респондентов имеются беременные женщины и в 59% дети до пяти лет. 

О том, что малярия является заболеванием человека, знают 66% респондентов,

59% знают, что малярия передается через укус комара, 29% не смогли ответить на этот вопрос.

У малярии не имеется специфичных симптомов, говорящих однозначно о приобретении данного заболевания. Тем не менее, население обучалось основным симптомам, по которым малярию можно заподозрить и обращаться за специализированной медицинской помощью при возникновении этих симптомов. 

Среди симптомов малярии наиболее известны респондентам повышение температуры тела (63%) и озноб (32%), треть респондентов (28%) не знают симптомов малярии.

У четвертой части респондентов наблюдались симптомы малярии (25%), из них лишь четверть (25%) обратились за помощью, из числа которых больше половины не посчитали нужным обращаться за медицинской помощью (56%).   

Больше половины респондентов не знают, что может произойти, если вовремя не обратиться к врачу (57%).

49% опрошенных определили  последствия малярии у беременных женщин как послеродовые осложнения, 17% как преждевременные роды,13% выкидыши.

Больше половины опрошенных в качестве защитных средств от комаров чаще называют применение пологов во время ночного сна, окуривание жилых помещений дымом и завешивание окон и дверей сеткой, обработка же помещений известна лишь 10% респондентов.

Большинство респондентов (65%) правильно определяет время суток, когда происходит нападение комаров на человека.

Подавляющее большинство респондентов (69%) проводят свое время и ночуют  в доме.

В большинстве населенных пунктов в целях борьбы с комарами применяют осушение ненужных водоемов и болотистых мест (27%) и очищение арыков от растительности (10%) и только в 8% пунктов ничего не проводится. 

Абсолютное большинство респондентов знают цель применения пологов (99%) и больше половины из них получали пологи хотя бы один раз в 2010 году.

Среди тех, кто получил пологи, подавляющее большинство показали их интервьюеру (99%). 

(72%) респондентов не используют пологи на момент опроса по причине того, что сезон комаров еще не наступил. У тех респондентов, которые используют пологи, они в основном размещены над местами сна детей и беременных женщин (82%).

У подавляющего большинства респондентов (84,4%) окна и двери  не занавешены для защиты от комаров, в основном из-за того что сезон комаров еще не наступил (72%), либо они не считают это обязательным (21%).

Среди респондентов наиболее распространены два вида защиты от комаров – это использование пологов во время сна (68%) и окуривание помещений растениями (57%).

У 77% респондентов проводили внутридомовую обработку жилья, из которых у трети респондентов обработку проводили дважды. 

32% отвечавших знают о наличие СКЗ в их селе, столько же респондентов даже не имеют представление что такое СКЗ.  Подавляющее большинство (88,4%) считают их работу полезной.

Хотя бы один раз 40% респондентов получали широкий спектр информации о малярии: от определения малярии до путей профилактики, 32% респондентов дважды получали такую информацию. 

В большинстве случаев информация предоставлялась работниками СКЗ или медработниками путем показа видеофильмов, плакатов, слушания лекций и т.д.

Подавляющее большинство респондентов охарактеризовало полученную информацию о малярии как понятной (99,6%), так полезной (99,6%), интересной и достаточной.

Для улучшения качества информационных материалов население предложило сделать их более интересными (40%) и красочными (49,4%).

Среди населения, получившего информацию о малярии, значимо больше людей, кто понимает, что такое малярия, знает ее симптомы и осложнения, а также практикует правильное поведение в отношении профилактики заболевания.

Заключение

  1. На основании полученных данных, можно сделать вывод, что информационно-образовательная кампания по профилактике малярии была успешной и достигла поставленных задач по улучшению уровня знаний населения и изменению поведения, связанных с первичной профилактикой малярии. Большинство респондентов знают, о том, что такое малярия, информированы о путях передачи и способах защиты от комаров. 
  2. Больше половины опрошенных в качестве защитных средств от комаров чаще называют применение пологов во время ночного сна, окуривание жилых помещений дымом и завешивание окон и дверей сеткой, обработка же помещений известна лишь небольшому числу респондентов.
  3. Почти все респонденты информированы о цели применения пологов, но на момент опроса не применяют по причине того, что сезон комаров еще не наступил. Подавляющее большинство респондентов получали пологи в 2010 году. 
  4. Большинство опрошенных отметили, что проводили внутридомовую обработку домохозяйств, при этом у трети из них проводили дважды. 
  5. Отмечается статистически значимая связь между получением информации о малярии и такими факторами как знания в области малярии (понятие о заболевании, симптомы, осложнения), поведение в отношении защиты от укусов комаров и осуществлении мероприятий в населенных пунктах по уменьшению численности комаров. 

Рекомендации

  1. Для увеличения охвата информированием рассмотреть возможность внедрения программы равного обучения/консультирования для борьбы с малярией, либо осуществить пилотный проект по внедрению практики равного обучения/консультирования в программы профилактики и борьбы с малярией.
  2. Рассмотреть возможность охвата информированием беременных женщин через специалистов репродуктивного здоровья и матерей через педиатров.
  3. Рекомендуется увеличение охвата населения информированием по вопросам профилактики малярии.
  4. Рекомендуется усилить работу СКЗ по предоставлению информации о малярии.
  5. Ввести в практику изучение потребностей и предпочтений населения перед разработкой и распространением информационных материалов.
  6. Систематически проводить оценку эффективности таких мероприятий проекта, как программа пологизации и внутридомовая обработка жилищ.
  7. Провести фокус-группы среди представителей сообщества для изучения разработанных информационных материалов по критериям:
    • понятность
    • достаточность
    • способность вызвать интерес
    • полезность
    • предпочитаемые источники информации
    • предпочитаемые виды информационных материалов
  8. На основании полученных результатов фокус-групп рассмотреть возможность доработки информационных материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.