Насилие

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей

1407

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Основные мероприятия:

Посещение квартир неблагополучных семей совместно с соцпедагогом или участковым инспектором УВД, проведение анализа условий проживания подростков

При выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними -незамедлительное информирование специалистов по работе со случаем. Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.*Подпись к фото: *Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.*Подпись к фото: *Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.*Подпись к фото: *Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.

Методические рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

— проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

— организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

— обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

— наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

— понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

— уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

Педагогам

Поддержка ребенка в классе вслед за раскрытием случая насилия

Поддержка ребенка в классе вслед за раскрытием случая насилия

Руководство для педагогов


    Будучи учителем, вы можете наблюдать, что ребенок начинает проявлять агрессивное или деструктивное поведение в классе, столовой или на школьном дворе, что может быть прямым результатом совершенного над ним насилия.

    В классе ребенок может быть чрезмерно угодлив, не способен сосредоточить внимание и испытывает трудности в общении со сверстниками. Реакции некоторых детей могут быть «утренними, они переживают все в себе, и им может быть необходима помощь, чтобы они смогли рассказать о своих чувствах, доверить их другим. Их доверие подорвано, и им необходимо заново учиться доверять людям.

    В дополнение к моделированию ненасильственного ведения и созданию среды, безопасной и дружественной для детей, педагог играет двойную роль в обеспечении непрерывности реакции на раскрытие случая сексуального насилия над ребенком, являясь обязательным лицом, сообщающим о насилии, а также педагогом, способствующим профилактике. Однако роль педагога не кончается после раскрытия случая насилия. Педагог может и должен играть существенную роль как участник команды реагирования (полиция — организация по защите детей (ОЗД) — родители — социальные работники — органы здравоохранения — школьная администрация), помогающей детям восстанавливаться после сексуального насилия. То, что происходит в классе, может иметь весьма существенное значение для тех учеников, которые подверглись сексуальному насилию. Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается», обращаясь к следующим проблемам:

защита от повторного насилия;
защита от позора;
нормализация среды.

    Оказывая поддержку ребенку, который стал жертвой сексуального насилия, вы можете представить себе другие ситуации, с которыми вы хорошо справились (например, смерть в семье, тяжелая болезнь ребенка, сепарация или развод родителей ребенка), и перенесите в настоящую ситуацию подходящие навыки и язык.

    Например, если у ребенка украли велосипед, ему помогают понять, что у него что-то отняли. Аналогично, если ребенок подвергся сексуальному насилию, это значит, что у него отняли возможность самому испытать свою собственную сексуальность. Таких детей надо утешить и проявить к ним понимание. Вы не станете избегать разговора об украденном велосипеде, если ребенок хочет об этом поговорить, то же самое вы должны сделать и в ситуациях, касающихся сексуального насилия.

Вы можете помочь ребенку, обеспечивая следующее:

Нормальность: поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
Интимность: выражайте подходящим способом. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявлять теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
Теплое отношение: используйте нормальные выражения теплого отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло.
Одобрение: кивните, подмигните ребенку, поставьте какой-нибудь знак на его работе, — что угодно, чтобы подчеркнуть значительность ребенка, чувство его ценности, принятия.
Постоянство и предсказуемость: жизнь ребенка вне класса может стать хаотичной. Класс может быть единственным местом, где ребенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши ожидания.
Чувство принадлежности и включенности: демонстрируйте работу ребенка, вовлекайте ребенка в дискуссии и т.д.
Структура: вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы. Структура станет их безопасностью.
Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Ищите подходящую поддержку для себя. Переживания ребенка не предназначены для персонала.
Поведенческие ограничения: деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
Поощрение и стимуляция: доступность полезного материала для чтения и художественное творчество (например, рисование) — это возможности для ребенка выразить свои чувства.

Что вы можете сказать

    Дети, которые подверглись насилию, могут «отреагировать» свои чувства во время кризиса (либо во время кризиса фазы раскрытия насилия, либо по мере приближения суда). Следующие утверждения могут помочь им лучше понять свое ведение:

  • «Некоторые дети так себя ведут (назовите характер поведения), когда они чувствуют себя… (назовите, как ребенок может чувствовать себя, например, печально, одиноко)».
  • «Дети, которые сталкиваются с такой проблемой, иногда… (назовите поведение)».
  • «Когда это (назовите поведение) происходит, у детей обычно бывает очень много забот».
  • «Ты не будешь так себя чувствовать всегда. Но тебе может понадобиться помощь, направляющая рука, поддержка, чтобы пройти через это сегодня»Эти замечания могут помочь уменьшить изоляцию ребенка.
    Показано, что травмированные дети часто негативно реагируют на традиционные методы модификации поведения. Если ребенок в вашем классе имеет трудности с поведением, следует собрать конференцию (педсовет).
        Если в вашей школе есть консультанты или социальные работники, пусть они займутся ребенком. Это может помочь снизить потребность ребенка («Со мной все в порядке?», «Я все еще нравлюсь людям?») рассказать другим детям и стать жертвой слухов, насмешек и т.д.
    Дайте ребенку знать, к каким действиям вы готовы (например, что вы всегда готовы с ним поговорить).
    Было бы ошибкой убеждать ребенка не думать о случившемся или забыть об этом. Об этом надо говорить открыто. Дети будут интерпретировать молчание как замалчивание и, кроме того, решат, что они «плохие».

        Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?» Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

    Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:
  • Я тебе верю.
  • Мне жаль, что это с тобой случилось.
  • Это не твоя вина.
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал.
  • Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасностьЕсли реакция ребенка происходит сексуально неуместным способом или ребенок совершает насилие над другими детьми, не колеблясь, проконсультируйтесь со специалистами в области защиты детей. Ищите поддержки для себя, если необходимо, со стороны сверстников, администрации, социальных служб и др.

    Мифы о насилии

    В общественном сознании существует большое количество мифов или неверных представлений, которые мешают адекватно оценивать отдельные явления и события. Среди таких мифов есть и относящиеся к теме сексуального насилия. Здесь мы приведем лишь самые распространенные из мифов и наши комментарии к ним:

    1. Сексуальное насилие не случается в «хороших семьях».

    2. Сексуальное насилие происходит редко.

    3. Сексуальное насилие чаще всего совершается незнакомцем.

    4. Сексуальное насилие обычно совершается в безлюдных местах (в лесу, на стройплощадке, в подвале, на чердаке и т.п.) и никогда — дома.

    5. Сексуальное насилие обычно сопровождается жестокостью.

    6. Для девочек сексуальное насилие не является вредным.

    7. Насильниками являются «грязные старики».

    8. Дети лгут о том, что они подверглись сексуальному насилию.

    9. Нападение на ребенка — результат неудовлетворенного сексуального желания.

    10. Дети, особенно подростки, соблазняют насильника и провоцируют нападение.

    11. Разговор о сексуальном насилии может вызвать его.

    12. Чтобы избавиться от психической травмы, полученной в результате перенесенного сексуального насилия, нужно просто о нем забыть.

    Комментарии:


    1. Сексуальное насилие часто имеет место в так называемых «хороших», «благополучных» семьях (безалкогольных, с высоким уровнем образования и материального благосостояния). Однако «благополучие» таких семей, как правило, бывает только внешним. При более внимательном изучении в них можно увидеть весь набор признаков, свойственных дисфункциональным, «нездоровым» семьям. В них, например, члены семьи не рассказывают друг другу о своих проблемах; не выражают своих чувств; избегают прямых высказываний; в таких семьях имеются многочисленные тайны, секреты; члены семьи отрицают тот факт, что в ней что-то не так; границы эмоционального и физического пространства каждого члена семьи в отдельности размыты;

    2. Однако приведенные выше статистические данные убедительно доказывают обратное, а именно, то, что сексуальное насилие — довольно широко распространенное в обществе явление;

    3. Те же данные свидетельствуют о том, что сексуальное насилие чаще всего совершается знакомыми людьми дома у жертвы или у насильника;

    4. Сексуальное насилие не всегда сопровождается совершением жестоких действий по отношению к жертве, часто имеет место запугивание, обман, шантаж, подкуп жертвы;

    5. На наш взгляд, этот миф не требует каких-либо комментариев;

    6. Американскими исследователями подсчитано, что 82.5 % насильников — люди в возрасте до 50 лет;

    7. В основе этого мифа лежит страх родителей поверить в случившееся с их ребенком и взять ответственность за это событие на себя;

    8. В каждом случае сексуального насилия присутствуют три составляющих: власть, гнев и сексуальность, несмотря на возраст жертвы.

    9. Согласно данным одного из Центров по предотвращению изнасилования в США, наиболее типичным является нападение на детей с применением силы и принуждения. Известно много случаев нападения на маленьких детей и младенцев. Дети не провоцируют нападение.

    10. Детям в целях их безопасности должно быть известно о том, что они могут подвергнуться сексуальному насилию. При этом они должны знать, что определенные части их тела считаются интимными, и если кто-то касается их и вызывает этим у них чувство неудобства, дети должны немедленно сообщить об этом взрослым. Если дети осведомлены о сексуальном насилии, им будет легче избежать его или сообщить о том, что им что-то угрожает.

    11. Процесс излечения ребенка, перенесшего сексуальное насилие, сложен и длителен по времени. Крайне важны в этом процессе воспоминания ребенка о травматическом событии.

Categories: Насилие

Tagged as:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.