Республиканский центр укрепления здоровья и массовой коммуникации публикует статью, посвященную памяти Айтмурзаевой Гульмиры Ташмурзаевны – выдающегося специалиста в области общественного здравоохранения, талантливого руководителя и человека, преданного своей профессии.
Автор статьи, Клара Кадыркуловна Шадыбекова, делится воспоминаниями о Гульмире Ташмурзаевне, начиная с ее юности – времени, когда в ней уже проявлялись незаурядные качества лидера, стремление к знаниям и искреннее желание помогать людям. В статье рассказывается о ее жизненном пути, профессиональных достижениях и бесценном вкладе в развитие профилактической медицины в Кыргызстане.
Воспоминания о Гульмире Ташмурзаевне наполнены теплотой и признательностью – ее идеи продолжают вдохновлять коллег, а добрые дела живут в сердцах тех, кто ее знал. Приглашаем всех ознакомиться с этим теплым и искренним воспоминанием о человеке, который посвятил свою жизнь заботе о здоровье нации.
ГУЛЬМИРА

Гульмиру я впервые увидела, когда ей было около 3-х лет. Её привёз к нам в Джалал-Абад дедушка Айтмырза. Это была необычайно непосредственная и весёлая девочка. Гульмира была готова смеяться по любым нехитрым смешарикам, придуманным нами, детьми. Особенно изобретательным на эти штучки был брат Куванычбек. Гульмира заливисто хохотала на разные незатейливые шуточки брата, пугалась его страшилок. Мы, дети постарше, тискали и баловали Гульмиру. Она была всеобщей любимицей.
Особо отличал Гульмиру её “прикид”, роскошный по тем временам. Волосы, заплетённые в “сорок” косичек, которые держались на ниточках из ваты. Платьице из хана атласа и бархатный чапанчик, сшитые бабушкой Каныш-апа. Особой гордостью Гульмиры были лаковые сапожки “амиркан” отук, что в переводе означало “американские сапожки”.
Это был примерно 1959 год, период восстановления после войны. Народ жил скромно, любая одежда, обувь: детская, взрослая – все было недоступно. В республике только развивалось производство, все больше швейная, пищевая, переработка хлопка и другие отрасли обеспечения населения товарами первой необходимости.
Мы выросли в сшитых мамами и сёстрами платьях, школьных формах и фартучках. И когда Гульмиру одели в нарядное платье, вплели в волосы атласные ленточки, обули в туфельки, все детское (и не только) окружение были в восторге от преображения племянницы из аильской барышни в городскую девочку. Эти подарки были присланы жезде из Москвы, а привезла их в Джалал-Абад мама, Танзила эже.
Дело в том, что Танзила эже, наша старшая сестра, училась в медицинском институте в г. Фрунзе, а жезде – в аспирантуре МГУ. Гульмиру с младенчества растили родители жезде. Она была их радостью и сокровищем. Танзила эже вышла замуж за жезде будучи студенткой. Их брак был основан на любви, взаимопонимании, уважении. Они построили на редкость дружную и приветливую семью. Дом Айтмурзаевых был открыт для всех: родных, друзей, односельчан. В определённой мере он служил перевалочной базой для их детей-студентов. С огромным терпением и доброжелательностью жезде, Танзила эже предоставляли им кров до получения общежития или другого вида жительства.
Гульмира родилась в семье профессора физика и врача. Она была старшей сестрой для своих трёх братьев: Нурлана, Азиза, Чынгыза. Все они унаследовали красоту, ум, скромность своих родителей.
Племянники запоем читали книги из большой домашней библиотеки, которая постоянно пополнялась стараниями жезде. Слушали музыку Джона Леннона (The Bittls), Rolling Stone, Pink Floуd на виниловых пластинках, крутили их на проигрывателе-чемоданчике, привезённом жезде из Москвы. Дети посещали спортивные секции: Гульмира – художественную гимнастику, Нурлан – дзюдо, Азиз тогда был детсадовец. По несколько раз бегали смотреть ковбойские фильмы с Гойко Митичем (благо кинотеатры “Октябрь” и “Россия” находились недалеко).
Гульмира была первой помощницей мамы в семье. Она нянчила братьев, когда они были маленькими, читала им сказки, учила уроки с ними, когда они пошли в школу. В отсутствие родителей братья оставались на попечении сестры. Она готовила для них вкуснейшие беляши и пироги с яблоками. Это были одни из многих фирменных блюд Танзила эже, имевшие необычайный, неповторимый вкус.
Но самым интересным для мальчиков были миниатюры – спектакли, в которых Гульмира участвовала в студенческом ансамбле СТЭМ и разыгрывала перед братьями различные сценки из репертуара Аркадия Райкина, Романа Карцева, Геннадия Хазанова. Гульмира пронесла любовь к братьям, а также дружбу с ними через всю свою жизнь.
Летом всей семьёй выезжали отдыхать на Иссык-Куль. Родители прививали детям знание их корней, истоков происхождения, для чего ежегодно на летних каникулах детей отправляли на малую родину в Караван (ныне г. Кербен), где они гостили у родичей Танзила эже и Ташмурза жезде.
Гульмира была всегда любимицей отца, его гордостью. Свои дочерние чувства, любовь и уважение Гульмира описала в замечательном автобиографическом эссе «Уроки отца», которое было издано к памятной дате – годовщине смерти жезде Айтмурзаева Ташмурзы.
Отдельного внимания заслуживает взаимосвязь Гульмиры с ее кайин-журтом: Авазбековыми. Своей кротостью, преданностью и глубоким пониманием жизненных обстоятельств Гульмира снискала уважение родителей своего покойного супруга Негизбека – Авазбека куда и Атипы кудагый. Гульмира стала дочерью этой семьи, сестрой братьям и сёстрам мужа, разделила с ними все радости и трудности.
Особую любовь к Гульмире испытывал её покойный супруг Негизбек. Он высоко ценил её моральные качества, гордился её красотой и умом. Вместе они прожили недолгую, но яркую, полную разных событий жизнь: годы аспирантской учёбы в Москве, рождение двух прекрасных сыновей Саламата и Сыргака, периоды преодоления и возвышения. Гульмира считала своих невесток дочерьми, с материнской искренностью относилась к племяннице Дилором, считая их незаменимыми пазлами крепкой семьи. Трепетно любила и берегла своих внуков: Истэми, Асана, Айшу, Эльхана.
Будучи по натуре терпеливой и умеющей сопереживать, Гульмира выбрала профессию врача, поступила на лечебный факультет Киргизского государственного медицинского института. Гульмире было суждено пройти все ступени медицинской карьеры: от участкового врача до младшего, старшего, ведущего сотрудника и, наконец, руководителя организации общественного здравоохранения.
Личностные качества Гульмиры – толерантность, гуманность, стремление совершенствоваться – проявились в период её работы в поликлинике № 109 г. Москвы, в НИИ кардиологии республики и ЦНИИЛ КГМА. Работая участковым врачом, сотрудником института кардиологии республики, Гульмира на практике столкнулась с болезнями пациентов, когда требовались не только медицинские знания, но и индивидуальный подход, а также искреннее желание и умение облегчить состояние больного и вылечить его.
Думается, приход Гульмиры в профилактическую медицину не случаен. Афоризм Гиппократа “Болезнь легче предупредить, чем лечить”, который Гульмира выбрала как принцип отношения к своему здоровью, фактически определил её дальнейшую профессиональную деятельность. Её профессия стала важной миссией – помогать людям сохранять и укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни.
На протяжении последних 20 лет своей жизни, будучи руководителем Республиканского центра укрепления здоровья, Айтмурзаева Гульмира всецело посвятила себя этой работе. Она является автором более 40 научных статей и тезисов, опубликованных как в отечественных, так и зарубежных журналах, методических руководств для работников первичной медико-санитарной службы, преподавателей системы школьного и профессионально-технического образования.
Команда Республиканского центра укрепления здоровья под руководством Айтмурзаевой Гульмиры Ташмурзаевны проделала огромную работу по реформированию здравоохранения Кыргызстана. В рамках пилотных проектов были успешно привлечены местные сообщества и сельское население республики к решению задач по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Впервые в республике была разработана Концепция перехода от лечебно-диагностической и медико-санитарной систем к профилактической медицине. В этом документе сформулированы стратегия здравоохранения в вопросах укрепления здоровья, тактические шаги по вовлечению других секторов в данную деятельность, меры по укреплению навыков и умений населения в ведении здорового образа жизни, а также определена роль государства в решении этих задач.
В различных регионах страны было создано и успешно функционирует более 1550 сельских комитетов здоровья. Эти подразделения активно участвуют в профилактике йододефицитных и железодефицитных состояний среди населения, а также в борьбе с инфекционными заболеваниями, улучшении санитарии и гигиены. Они вовлечены в программы, направленные на обеспечение чистой водой, улучшение питания и продвижение всех аспектов здорового образа жизни.
Профессиональный, академический и творческий потенциал Айтмурзаевой Гульмиры позволил ей стать ключевым партнёром таких доноров и международных организаций, как Швейцарское агентство по поддержке реформы здравоохранения, Министерство международного развития Великобритании, ЮСАИД ЗдравПлюс, Фонд народонаселения ООН, Детский фонд ООН. Финансовая и методическая поддержка этих организаций способствовала значительному прорыву в развитии профилактической медицины в Кыргызстане. Гульмира Ташмурзаевна стояла у истоков этой колоссальной работы и посвятила всю свою жизнь решению этих важных задач.
Айтмурзаева Гульмира Ташмурзаевна выполняла функции Национального координатора ВОЗ по коммуникациям в области охраны и укрепления здоровья. Она неоднократно представляла Министерство здравоохранения Кыргызской Республики на международных конференциях и совещаниях, выступая со страновыми докладами об опыте работы по укреплению здоровья населения. Гульмира Ташмурзаевна принимала активное участие в картировании странового потенциала и анализе работы стран-партнёров Центральной Азии и Кавказа. Отчёт по проведённой работе был обсуждён на Еврокомиссии ВОЗ в Будапеште, а затем вынесен для дискуссии и обмена опытом на Всемирную конференцию по укреплению здоровья в Бангкоке.
Административные и творческие усилия Гульмиры Ташмурзаевны позволили преодолеть бюрократические барьеры и реорганизовать небольшой центр здоровья, действовавший в формате мэрии города Бишкек, в Республиканский центр укрепления здоровья Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. За время своей работы в этих структурах была сформирована высококвалифицированная команда из клиницистов, диагностов, фармакологов, биологов, специалистов практической медицины и сестринского дела.
За долголетнюю и результативную работу Айтмурзаева Гульмира Ташмурзаевна была награждена Почётной Грамотой Кыргызской Республики и Почётным званием «Отличник здравоохранения» Министерства здравоохранения Кыргызской Республики.
Большой заслугой Айтмурзаевой Гульмиры стало её наставничество. Она воспитала плеяду талантливых сотрудников, щедро делилась с ними своими знаниями и опытом. Именно им предстоит продолжить реализацию идей и замыслов Гульмиры Ташмурзаевны в будущем. Те, кто работал с Гульмирой Ташмурзаевной, могли обратиться к ней с любым вопросом, касающимся работы, учёбы или карьеры. Айтмурзаева Гульмира поддерживала доверительные отношения с коллегами, не выстраивала барьеров в отношениях директор-подчинённый. Напротив, она была доступна для коллег и придерживалась принципа солидарности. В то же время она пресекала недобросовестность,недисциплинированность и безнравственность, проявляя чёткую принципиальность в случае их возникновения.
Гульмира состоялась как учёный-исследователь, успешно защитив кандидатскую диссертацию по проблемам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Научное исследование Айтмурзаевой Гульмиры по уровню представляло добротный потенциал для докторской диссертации, как отмечал в свое время её научный руководитель, доктор медицинских наук, академик Тилекбек Мейманалиев. Однако дальнейшие исследования Гульмиры приобрели иной формат, связанный с исламом. Возможно, Гульмира смогла бы защитить диссертацию по исламоведению, но это не являлось для неё самоцелью. Она сосредоточилась на изучении ислама как философии Священного писания. Гульмира искала теорию очищения души и разума человека, его возвышения над суетной реальностью.
В ту осень Чынгыз устроил для родных и близких поездку в Аксы на мероприятие по случаю открытия мемориального бюста жезде Айтмурзаева Ташмурзы на аллее Славы в Кербене Аксыйского района. Айтмурзаевы: Гульмира и братья – Нурлан, Азиз, Чынгыз организовали поминальный обед для родных и односельчан, для всех, кто знал и помнил Ташмурза жезде, его отца Айтмырза аксакала, бабушку Каныш апа. В отчем доме в селе Ринжит собрались братья и сёстры жезде: Акмырза, Ырыскулбек (ныне покойные), сестры Калипа, Умсунай. А также их дети, внуки, правнуки.
Большой роднёй мы сели за дастарханы, где патыры, каттама и борсоки соседствовали с каймаком, сузмо, айраном. А ещё были знаменитый аксыйский чернослив, яблоки, груши, даже хурма и виноград, выращенные в саду деда Айтмырзы. Эти лакомства предваряли куурдак из бараньих рёбрышек и внутренностей, молодой картошки. Традиционный бешбармак по аксыйски завершал обильный стол. Пир на весь мир, что называется.
Мы посетили все местные достопримечательности. Одна из них мавзолей Сафед Булан Шах-Фазл, который жители называют своей маленькой Меккой. Но тысячелетняя история мавзолея восходит к последним завоеваниям Александра Македонского, проигравшего здесь битву сакам. Имеется свидетельство сего исторического факта – гранитная плита с надписью “Александрия Эсхата”, что в переводе с греческого означает “Последняя Александрия”.
Помнится, что Гульмира с восхищением рассказывала нам историю девушки Булан. В поисках своего брата, находившегося в числе мусульман, совершавших пятничный намаз, он подвергся расправе со стороны местных противников ислама. Булан омыла и захоронила останки умерщвлённых, их было много: сотни, тысячи. Легенда гласит, что от пережитого ужаса смуглая девушка обрела белоснежную кожу, а её волосы стали белее снега. С той ночи она обрела покровительство Всевышнего. В память о героической девушке был построен мавзолей и назван её именем.
Падша Ата и Сары Челек вызвали добрые воспоминания: ведь каждое лето в нашем далёком детстве мы бывали там. Купание в холодном горном быстротоке Падша Аты, прогулки на катере, поедание только что пойманной в озере Сары Челек форели. Зажаренной целиком в казане. Все вспоминали подробности тех дней, какие-то забытые вещи… Вспомнили Прыгуна – маленького оленёнка, отставшего от стаи, которого спас от голода и возможности стать добычей волков егерь Паяз-аке. Он привёз его к нам домой. Гульмира, Нуриля и Нурлан — еще дошколята, кормили оленёнка молоком из бутылочки, играли и носились как угорелые, чтобы поспеть за ним. Дискомфорт долгой дороги компенсировался этими рассказами, воспоминаниями. Было уютно и тепло.
В дороге у нас с Гульмирой завязался разговор об исламе: о том, что пишут в книгах по теологии, как трактуют и как следует понимать суры Корана. Гульмира пояснила мне, что совершение намаза – это только начало веры. Важно не бездумно преклонять колени, но понять основу, суть ислама. Гульмира считала, что быть в вере – это не только совершать намаз или посетить Мекку. Ей были чужды укоренившиеся в обществе клише и стереотипы об исламе.
Гульмира постоянно читала, совершенствовала мусульманские практики, углубляла свои знания об исламской религии, всегда охотно помогала раскрывать суть сур и айатов Корана, тем, кто хотел глубже понять философию вероисповедания. Для этого Гульмира занялась изучением арабского языка, литературы, слушала толкования религиоведов. Говорила, что преклоняется перед Иман Пороховой, которая приняла мусульманство, перевела Коран на русский язык и стала одной из наиболее известных и праведных проповедников этой религии.
Во время наших бесед по дороге в Аксы передо мной раскрывалась новая Гульмира. Я ощутила многогранность и тонкую духовность её натуры. Мне стало понятно: войдя в религию Гульмира обрела глубокую мудрость, свойственную обычно людям преклонного возраста, обладающих большим жизненным опытом. Она не навязывала своих взглядов, никогда не агитировала вступить на путь веры. Пустые разговоры на эту тему обычно не поддерживала.
Гульмира приняла веру не в угоду моде на вероисповедование, распространившееся в данное время. Не под чьим-то давлением. Её ум и мудрость искали ответы на вопросы об истине во всех сферах проявления. Истинная вера проявляется в благочестии. Человек, решившийся на служение Аллаху, должен очиститься от зла, коварства, интриг, дурных поступков и мыслей. В этом заключается смысл сур и айатов Священного писания.
Очень увлекательно Гульмира рассказывала о рождении Мухаммеда – будущего пророка. Его отец и мать были простыми крестьянами, они жили на окраине Мекки. Мухаммед был обычным мальчишкой, играл со сверстниками, пас ягнят. Как-то в один из дней ангелы в обличье двух мужчин в белых одеяниях извлекли его сердце и очистили белым снегом, а затем вернули на место. С этого момента начался его великий путь: возвышение к Всевышнему, передача его воли и благословения людям.
В книгах об исламе, рассказывала Гульмира, Вселенная предстаёт как многослойная материя, через которую проходят души людей, покинувших наш бренный мир. Не о рае или аде шла речь. Не о том, что надо испытать муки расплаты за ошибки, проступки, зло, совершенные при жизни. Напротив, душа обретает физическую форму, преодолевает оболочки или слои Вселенной. Человек возрождается через свою душу, обретает крылья, чтобы парить во Вселенной.
Там тоже есть горы, реки, леса, где обитают птицы, рыбы, животные. Но их не трогают, не отлавливают, не истребляют. Перед теми, кто попал туда, стоит задача сделать воздух чище, воду прозрачней, а жизнь людей на Земле лучше. Поэтому солнце светит ярко, но нет жары, а зимой снег ложится на почву, делает её благодатной. Однако никто не замерзает, не болеет. Там нет убогих, больных, и еще много другой информации, которая удивляла, одновременно вызывая еще больший интерес.
Гульмира ушла из жизни неожиданно. Скоропостижно. Уход был неизбежен при её заболевании. Однако Всевышний ниспослал Гульмире короткое время для осознания болезни и страданий – душевных, физических. Гульмира ушла в ясном уме, с полным пониманием происходящего. Она попрощалась с братьями, сказала напутствие сыновьям, обняла внуков. Гульмира сказала: пора ехать в командировку. Туда, откуда не возвращаются.
Когда мне сообщили горькую весть о Гульмире, я находилась в Берлине. Я пришла на озеро, что в парке рядом с домом дочери, где обычно мы гуляем с внуком. Слёзы застилали глаза, тоска давила изнутри, было очень трудно принять утрату, смириться с тем, что не провожу Гульмиру в последний путь, никогда не увижу племянницу более.
Сидя на скамейке, я смотрела на уток, которые нежились и лениво плавали под легким осенним бризом. Слёзы беззвучно катились из моих глаз, разные воспоминания беспорядочно всплывали передо мной. И сожаления тоже бередили мою душу. Не знаю, как долго я пробыла в таком состоянии. Ощутила холод: легкое дуновение ветра сменилось прохладным. Уточки словно встрепенулись от неги, стали издавать громкое кряканье. Это мешало сосредоточиться на своем горе.
Я вновь вспомнила наш разговор с Гульмирой о месте обитания Всевышнего. С интересом слушая Гульмиру, я не отвергала её контенты, уважая её религиозность. И хотя мое отношение к теме было неоднозначно, реалии жизни вновь и вновь побуждали обращаться к ней.
В тот момент мне пришла в голову мысль, что чувство утраты я уже испытывала ранее и почему же оно повторяется снова. В течение последних 10-12 лет в семье происходил уход дорогих людей каждые два года. Один за другим ушли Ташмурза жезде, Кубанычбек, Тимур, Улан, Танзила эже, Джамиля, Турду апа, мама. Калча апа – наша мама и тайэне Гульмиры, не дожила 2 месяца до своего столетия. Мама любила жизнь, не хотела умирать, но и смерти не боялась. Она говорила: почтальон стучится, будьте готовы, когда поднималось давление или мучили суставные боли.
Гульмира тоже сказала, что пришло время собираться в командировку, откуда нет возврата. И это является свидетельством её высокого морального духа, нравственной силы и любви к ближним. Без долгих мучений, душевных страданий, физической боли – такую прекрасную смерть предопределила ей судьба, а ниспослал Всевышний Аллах. Всевышний высоко ценил Гульмиру. Он дал ей силы достойно исполнить его волю. Теперь Гульмира находится на пути к той загадочной и манящей Вселенной, которую она изучала и, возможно, мечтала увидеть.
Пари над Вселенной, дорогая Гульмира. Наслаждайся чистотой и свежестью утра, красотой тамошних закатов, которые волновали твоё воображение. Пусть твоя душа продолжает трудиться во благо родных, друзей, человечества. Закончились земные дни для тебя, но начинается новый этап пребывания во внеземном пространстве. Неважно, реалии это или научные гипотезы. Главное в том, что контексты человеческого разума, их когнитивность воплощаются в духовной культуре, состоящей из многих граней: религии, философии, психологии, мировоззрения. Думаю, Гульмира стала одной из носителей духовной культуры ислама, социализированной в обществе, где соседствуют разные конфессии. Носитель с собственным менталитетом, моралью и ценностями, которые она получила своей бескорыстной и глубокой верой во Всевышнего Аллаха.
С пониманием этого ослабевает боль утраты, приходит осознание того, что жизнь идёт своим чередом, однако в ней не будет присутствовать Гульмира. Появляется некое чувство умиротворения. И это память. Категория, исходящая из вечных ценностей.
Гульмира останется в нашей памяти. Навсегда. Навечно.
Кош бол, синдим…
Жайын жанатта болсун…
Тайэжең,
Клара Кадыркуловна Шадыбекова
Берлин, 25 октября 2024 года.
Прекрасное и трогательное воспоминание
пусть душа обретет покой и умиротворение
всегда буду помнить Гульмиру Ташмурзаевну, она оказала мне в свое время сильную моральную поддержку, когда я потеряла дольку, сестренку с детьми и сказала мне переключись на работу, давай поработай тренером на семинарах
и я ей за это так благодарна, это мне очень помогло, не потеряться в своем горе 