Журнал Ден соолук+

Ден соолук плюс №7 Апрель 2022-жыл

1663

ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ПОТРЕБНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Министерство здравоохранения продолжает реформы. За много лет в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий создавались отдельные продукты для каждой отдельной больницы и поликлиники. Но сейчас наступило время, когда информационные системы надо объединять в единую платформу. О нововведениях в системе здравоохранения рассказал заместитель министра здравоохранения по цифровому развитию Бакыт Джангазиев.

Цифровое здравоохранение иг­рает ключевую роль в обеспечении граждан максимальной доступности услуг здравоохранения, а также в мониторинге текущей ситуации здра­воохранения как системы, поскольку предоставляет оперативные и эффек­тивные инструменты. Так в рамках системного подхода в Министерстве здравоохранения приказом министра А.Бейшеналиева был принят страте­гический документ «Целевая модель развития цифрового развития», в ко­торой отражены стратегические шаги по построению цифровой экосистемы здравоохранения и основные мероп­риятия для ее построения. При этом министерство решило поменять па­радигму взаимодействия с граждана­ми. «Теперь для работников здравоох­ранения человек, гражданин не будет просто очередной цифрой в статисти­ке или планом. Министерство видит своей задачей вывести человека, как цельный образ, к которому систе­ма здравоохранения будет уделять персональный подход, — начал свою беседу заместитель министра здра­воохранения по цифровому развитию Б.Жангазиев.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЕ 2 ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ЗДРА­ВООХРАНЕНИЯ:

1. Построение человеко-центричной модели цифрового здравоохранения;

2. Принятие управленческих реше­ний на основе данных.

«Данные – это сердце цифрового здравоохранения. Реализация этой целевой модели поможет здравоохра­нению корректировать и калибровать политику на основе данных, опера­тивные меры реагирования будут упреждающими и скоординирован­ными, а не реактивными и фрагмен­тированными, а услуги будут проак­тивными и персонализированными. Реализация требует объединения данных и цифровизации» — отметил Б.Джангазиев.

Так на сегодняшний день Минис­терство здравоохранения разра­ботало и внедрило ряд цифровых систем, таких как Цифровой профиль здоровья, лабораторная информа­ционной система ILab, Национальная информационная система управле­ния ресурсами (НИСУР), информационная система иммуни­зации IEmdoo, Реестр вакцинированных против COVID-19 и другие. Данные цифровые продукты являются первыми в серии цифровых продуктов, которые сформируют интегри­рованную единую цифровую систему здравоохранения.

КОРОТКО О КАЖДОЙ СИСТЕМЕ.

Лабораторная информационная система ILab представ­ляет собой инструмент для автоматизации процессов обра­ботки направлений, анализа, учета и доставки результатов исследований, записи результатов диагностики. Также система позволит гражданам и медицинским работникам обеспечить доступ к результатам исследований для своев­ременного установления диагноза и просмотра истории результатов исследований. В связи с чем данное цифровое решение позволит высвободить время специалистов, чтобы они могли сосредоточиться на более важной работе.

«ILab станет хорошим помощником в организации связи между регистратурой, сотрудниками лабораторий, врача­ми и гражданами. Использование данной системы также поспособствует отказу от ведения бумажных версий доку­ментов и журналов, что позволит экономить финансовые ресурсы и время граждан путём интеграции с государст­венным порталом электронных услуг «Түндүк». В настоящее время по данной системе уже проведено полное внедрение и обучение по всей республике», —говорит заместитель министра.

Национальная информационная система управления ре­сурсами (НИСУР) является центральной информационной системой, осуществляющей техническое взаимодействие со всеми республиканскими информационными системами в сфере здравоохранения. По словам Бакыт Ишеновича, сис­тема поможет: вести паспорта организаций здравоохране­ния на всей территории Кыргызской Республики, в которых содержатся сведения о кадрах, подразделениях, укомп­лектовании специалистами, имуществе, зданиях, объема койко-мест и их занятости; вести учет кадров, занятых в системе здравоохранения; вести мониторинг технического оснащения; эффективно принимать решения на основе ана­лиза полученных данных; формировать отчеты и справки.

Одной из самых главных задач системы также является обеспечение централизованной идентификации работни­ков для доступа к тем или иным информационным ре­сурсам здравоохранения согласно их функционалу. Обес­печена интеграция с государственной Единой системой идентификации, через которую будет обеспечен доступ после получения всеми работниками электронных цифро­вых подписей.

«Кроме того, данный цифровой продукт включает в себя Интерактивную карту организаций здравоохранения. Задача карты является предоставление наглядной инфор­мации об организациях здравоохранения по всей Кыргызс­кой Республике. С помощью данной карты можно увидеть подробную информацию о местонахождении, виде и уровне организации здравоохранения, а также количество припи­санного населения, отделений и развернутых койках. Дан­ный инструмент позволит получать оперативные данные по каждой организации здравоохранения для принятия тех или иных управленческих решений», — сказал Б.Джангазиев.

Информационная система имму­низации IEmdoo поможет Республи­канскому центру иммунопрофилак­тики, как координирующему органу в вопросах иммунизации населения, в регулировании и отслеживании поставок вакцин, расчета возможнос­ти хранения вакцин в специализиро­ванном холодовом оборудовании и анализа различной информации, свя­занной с иммунизацией. Это будет инструментом для реализации задач системы здравоохранения, направ­ленным на повышение доступности и качества медицинских услуг в сфере иммунизации, выявление невакци­нированных детей, отслеживание побочных проявлений после вакцина­ции, автоматическое планирование и учет плановых прививок.

Основной целью создания системы является автоматизация процессов иммунизации, такие как ведение уче­та прививочных карт, процесса вак­цинирования лиц, а также учет имею­щегося холодового оборудования и запасов вакцин. Также программная система обеспечит доступ граждан к личной персональной прививочной карте, где будут данные как о по­лучаемых в рамках Национального календаря профилактических приви­вок, так и о прививках, получаемых по эпидемическим показаниям.

Пандемия COVID-19 показала необходимость в разработке и приме­нении оперативных и качественных решений. В этих целях специалиста­ми министерства был разработан и внедрен Национальный реестр вак­цинированных лиц, который успешно продолжает работу. На сегодняш­ний день в реестре осуществлено 1,489,220 записей, выдано 1,199,666 цифровых сертификатов посредством портала Министерства здравоохра­нения vc.emed.kg, Государственного портала электронных услуг и серви­сов партнеров (сотовых операторов и коммерческого банка). Также граж­дане на всех доступных площадках могут получить защищенный серти­фикат вакцинации и результат ПЦР- исследования.

Необходимо отметить, что нацио­нальный сегмент вакцинированных лиц присоединился к евразийс­кой платформе «Путешествую без COVID-19».

Цифровой профиль здоровья чело­века станет центральным компонен­том, объединяющим информацию из различных баз данных и информа­ционных систем здравоохранения, в котором будет доступна основная информация о здоровье человека. Основным принципом разработ­ки Цифрового профиля здоровья является человекоориентированная модель предоставления услуг. Дан­ное инновационное решение будет инструментом для реализации задач системы здравоохранения, направ­ленным на повышение доступности и качества медицинских услуг, а также повышения оперативности получе­ния необходимой информации как че­ловеком, так и его лечащим врачом. «Министерство здравоохранения Кыргызской Республики определяет своим приоритетом мониторинг здо­ровья каждого гражданина с учетом личностной специфики. Для этих целей Министерство здравоохране­ния запустило в тестовую эксплуа­тацию цифровой продукт Цифровой профиль здоровья, который является существенным шагом в построении национальной единой информа­ционной системы здравоохранения и в будущем позволит отказаться от бумажных носителей и очень опера­тивно при взаимодействии с такими системами как лабораторная система ILAB, КИФ, КСФ и др. доставлять информацию о здоровье как граж­данину в его смартфон, так и меди­цинскому специалисту в его кабинет», — отметил заместитель министра здравоохранения по цифровому раз­витию Б.И. Джангазиев.

Эпидемиологическая платформа «IEpid» направлена на поддержку Департамент профилактики заболе­ваний и государственного санитарно — эпидемиологического надзора Ми­нистерства здравоохранения, отве­чающее за раннее выявление острых заболеваний населения, в следующих видах деятельности:

– Раннее выявление заболеваний, достигающих заранее заданных по­роговых значений, с использованием данных медицинских учреждений и лабораторий;

– Раннее обнаружение неожидан­ных событий;

– Проверка предупреждений о потенциальных событиях в области общественного здравоохранения;

– Проведение первичного рассле­дования события в области общест­венного здравоохранения;

– Подготовка отчетов о расследо­ваниях;

– Выполнение первоначальной и текущей оценки риска события в области общественного здравоохра­нения;

– Мониторинг эволюции события в области общественного здравоох­ранения и осуществлённых ответных мер;

– Подготовка отчетов о ситуации для мероприятия в области общест­венного здравоохранения;

– Мониторинг запасов готовности к чрезвычайным ситуациям по всей стране;

– Выпуск еженедельных эпидемио­логических бюллетеней;

– Производить специальный ана­лиз имеющихся в базе данных.

Электронная медицинская карта (ЭМК) позволяет регистрировать пациентов, вести учёт, создавать медицинскую стационарную карту пациента, добавлять и просматри­вать записи пациентов на прием к врачам, записи обхода пациентов, а также выгружать учётные формы. В зависимости от роли в организации здравоохранения и назначенного права доступа, пользователям пре­доставляется функционал для работы в системе. В системе каждой роли пользователя соответствует набор функционала с возможность допол­нительного выбора. Присвоение и назначение ролей осуществляется в административной панели. Центра­лизованная Электронная медицинс­кая карта для стационаров позволит автоматизировать весь цикл движе­ния пациента от приемного блока до назначенной койки и последующей выписки.

«По поручению руководства страны и министра все организации здра­воохранения переходят на безбумаж­ный документооборот. В связи с чем в настоящее время министерстве и во всех организациях здравоохранения внедряется в работе система элект­ронного документооборота «Infodocs».

Система электронного докумен­тооборота «Infodocs» представляет собой информационную систему, предназначенную для автоматизации документооборота в государственных органах, органах местного самоуп­равления, государственных предп­риятиях и учреждениях и переводу документов в электронный формат. Использование системы позволит снизить сроки направления и достав­ки писем, иной бумажной корреспон­денции, улучшить исполнительскую дисциплину и стандартизировать обработку документов.

Также в Министерстве здравоохра­нения начата работа по оптимизации отчетных и учетных форм, а также по упрощению правил приписки насе­ления к группам семейных врачей с целью внедрения онлайн-приписки. Данная работа начата с целью уп­рощения учетно-отчетных процедур для работников системы здравоох­ранения, так как основное время их работы должно быть направлено не­посредственное выполнение мероп­риятий в области охраны здоровья населения.

«На сегодняшний день врачи и медсестры медучреждений вынуж­дены заполнять порядка 26 типов журналов о деятельности, 45 видов отчетных форм и порядка 100 видов учетных форм, выдаваемых пациен­там. Много времени приходится тратить на составление документа­ции, информация в которых может дублироваться и/или актуальность которых уже не востребована» — обоз­начил проблему Б.И. Джангазиев.

Задача врача – поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. На это он должен выделить для каж­дого пациента в среднем 15 минут. Однако на практике часть времени уходит на оформление документов.

Таким образом в целях снижения бумажной работы для медработников Центр электронного здравоохра­нения осуществил модернизацию «Регистра лиц, состоящих на пси­хоневрологическом диспансерном учете» и «Регистра лиц, состоящих на наркологическом диспансерном учете». Со стороны Министерства здравоохранения в тестовом режиме на Государственном портале элект­ронных услуг были опубликованы соответствующие сервисы для полу­чения справок. По предварительному анализу внедрение данных сервисов позволит сэкономить 12,5 миллионов сом или 30,2 тысячи часов времени. Цель Министерства здравоохране­ния отредактировать и максимально сократить количество документов и отчетов, которые содержат дуб­лирования, не носят практической важности. Полученные результаты работы будут полезны не только для медперсонала, но и для населения. А врачи и медсестры смогут посвящать большую часть времени лечению па­циентов, а не заполнению отчетных документов. Инновационные проекты заложат основу в улучшение про­цесса цифрового развития и создаст стимулы для дальнейшей плодотвор­ной работы.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.