ВОЗ и ЮНИСЕФ: более половины родителей и беременных женщин сталкиваются с агрессивным маркетингом молочных смесей
В новом докладе подробно освещаются спекулятивные методы 55-миллиардной индустрии молочных смесей, наносящие вред питанию детей и нарушающие международные обязательства.
Более половины (51%) родителей и беременных женщин, опрошенных в ходе подготовки нового доклада ВОЗ и ЮНИСЕФ, сообщают, что были адресатами маркетинговых действий производителей молочных смесей, нередко в нарушение международных стандартов по вопросам кормления детей грудного возраста.
Доклад «Как маркетинг молочных смесей влияет на наши решения о питании грудных детей» подготовлен по итогам интервью с родителями, беременными женщинами и медицинскими работниками в восьми странах. В нем разоблачаются неэтичные маркетинговые стратегии, систематически применяемые гигантской 55-миллиардной индустрией молочных смесей для того, чтобы повлиять на решения родителей о выборе питания для младенцев.
Авторы доклада описывают такие распространенные в индустрии маркетинговые приемы, как нерегулируемое размещение навязчивой адресной рекламы в онлайновом пространстве; спонсорство консультативных сетей и телефонных служб поддержки; проведение рекламных акций и раздача подарков; а также различные методы влияния на подготовку медицинских работников и на выдаваемые ими рекомендации. Получаемая родителями и медиками информация нередко является заведомо ложной, не имеет научного подтверждения и нарушает Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока – историческое соглашение в области охраны здоровья, принятое Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1981 г. для защиты матерей от агрессивных методов продвижения продукции производителями детского питания.
«В докладе предельно четко показано, что маркетинг молочных смесей все еще ведется повсеместно, недобросовестно и агрессивно, – отметил Генеральный директор ВОЗ др. Тедрос Адханом Гебрейесус. – Для защиты здоровья детей необходимо срочно принять нормативные документы, ограничивающие спекулятивный маркетинг и контролировать их соблюдение».
По данным доклада, при подготовке которого было опрошено 8 500 родителей и беременных женщин и 300 работников здравоохранения в Бангладеш, Китае, Мексике, Марокко, Нигерии, Южной Африке, Соединенном Королевстве и Вьетнаме, маркетинг молочных смесей охватывает 84% всех опрошенных женщин в Соединенном Королевстве, 92% опрошенных во Вьетнаме и 97% опрошенных в Китае, повышая вероятность выбора ими искусственного вскармливания.
«Распространение ложных и вводящих в заблуждение утверждений о пользе питания смесями – серьезная угроза грудному вскармливанию, которое, как мы знаем, является наилучшим вариантом для грудных детей и матерей, – заявила Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел. – Нам требуются эффективные меры политики, законодательство и ресурсы в поддержку грудного вскармливания, позволяющие защитить женщин от неэтичных методов продвижения продукции и обеспечить их необходимой информацией и поддержкой по вопросам ухода за младшими членами семьи».
Многие женщины во всех странах, где проводился опрос, высказывали желание, чтобы их ребенок получал исключительно грудное вскармливание; их доля варьировалась от 49% в Марокко до 98% в Бангладеш. Однако, как подробно описывается в докладе, непрерывный поток недостоверных рекламных сообщений подпитывает ложные представления о грудном вскармливании и свойствах грудного молока, вселяя в женщин неуверенность по поводу их способности успешно кормить младенца грудью. В числе мифов можно назвать представления о том, что ребенок нуждается в молочных смесях в первые два дня после рождения, что для его питания недостаточно грудного молока, что те или иные компоненты молочных смесей, по имеющимся данным, способствуют развитию и формированию иммунитета ребенка, что смеси позволяют увеличить интервал между кормлениями, а качество грудного молока со временем снижается.
Прикладывание к груди в первый час после рождения, последующее исключительно грудное вскармливание в течение шести месяцев и продолжение кормления грудью до двух лет и старше формирует мощную защиту от всех форм неполноценного питания детей, в том числе от истощения и ожирения. Грудное молоко также служит младенцу первой вакциной, защищая его от целого ряда распространенных детских болезней. Кроме того, у кормящих грудью женщин снижается риск дальнейшего развития диабета, ожирения и некоторых видов рака. Однако во всем мире только 44% младенцев в возрасте до шести месяцев получают исключительно грудное вскармливание. За последние десятилетия распространенность грудного вскармливания увеличилась очень незначительно, а продажи молочных смесей примерно за этот же период выросли более чем вдвое.
Авторы доклада с тревогой отмечают, что большое число работников здравоохранения во всех странах сталкивались с попытками индустрии молочных смесей влиять на их рекомендации недавно родившим женщинам путем раздачи подарков и бесплатных образцов продукции, финансированием исследований, оплатой участия в мероприятиях, встречах и конференциях и даже комиссионными вознаграждениями с продаж, с тем чтобы напрямую воздействовать на выбор родителей в вопросах питания младенцев. Более трети опрошенных женщин сообщили о том, что медицинские работники советовали им ту или иную марку молочной смеси.
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ ВОЗ, ЮНИСЕФ И ИХ ПАРТНЕРЫ ПРИЗЫВАЮТ ПРАВИТЕЛЬСТВА, РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ СПЕКУЛЯТИВНОМУ МАРКЕТИНГУ МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ И СТРОГО СОБЛЮДАТЬ И ПРОВОДИТЬ В ЖИЗНЬ ТРЕБОВАНИЯ СВОДА ПРАВИЛ. ДЛЯ ЭТОГО, В ЧАСТНОСТИ, НЕОБХОДИМО:
• в соответствии с положениями Международного свода обеспечить принятие и контроль за соблюдением законодательных актов, устанавливающих запрет на продвижение молочных смесей на рынке, в том числе на распространение производителями молочных смесей заявлений об их пользе для питания и здоровья;
• выделить ресурсы на осуществление политики и программ по поощрению грудного вскармливания, в том числе предусматривающих оплату отпусков по уходу за ребенком в соответствии с международными стандартами и обеспечивающих оказание качественной поддержки по вопросам грудного вскармли- вания;
• потребовать от производителей во всем мире публично взять на себя обязательство строго соблюдать Свод правил и последующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
• установить запрет на получение работниками здравоохранения спонсорской помощи от компаний, продвигающих продукты питания для детей грудного и раннего возраста посредством стипендий, премий, грантов, конференций и других мероприятий.
Categories: Журнал Ден соолук+